|
От редакции. В статьях "Полиса" нередко встречаются ссылки на труды М. Вебера,
Э. Дюркгейма, В. Парето, чьи идеи составляют теоретические и методологические
основания многих современных исследований в области политических наук. Вместе с
тем не все наши читатели в достаточной степени знакомы с творчеством этих
классиков социологии и философии политики. Редакция журнала решила поэтому
подробнее рассказать о них в рубрике "Семинар" — с помощью" еще одного
признанного авторитета — французского социолога и политического философа
Раймона Арона (1905—1983).
Очевидно, в мире нет политолога, не знакомого с этим именем. Но труды его в
СССР никогда не публиковались — вряд ли можно найти другого западного мыслителя,
который подверг бы столь систематической и убедительной критике догмы
"марксизма-ленинизма". Профессор Р. Арон был знаменитым преподавателем и едва
ли не лучшим европейским публицистом, обличавшим тоталитаризм во всех его
проявлениях. Он прожил насыщенную, трудную, но яркую жизнь. Во время фашистской
оккупации Франции редактировал в Лондоне журнал Франс либр", в течение 20 лет
был политическим обозревателем газеты "Фигаро", сотрудничал в еженедельнике
"Экспресс", в 1978 г. основал журнал "Коммантер", девизом которого избраны
слова Фукидида: "Нет счастья без свободы и нет свободы без мужества и отваги".
Было бы неверно сводить деятельность Арона в науке и политике к критике. Он
явился автором ряда фундаментальных, "работающих" и сегодня концепций
социально-политического развития, в т. ч. одним из создателей теории
индустриального общества. Центральными темами его творчества были война и мир,
ядерная стратегия, перспективы демократической формы правления, интеллигенция и
т. д. Научная библиография работ Р. Арона обширна, а индекс ссылок на его труды
и поныне остается одним из самых высоких в мире.
В очерках "Этапы развития социологической мысли" Р. Арон, используя
компаративный подход, обратился к теоретическим истокам современной
социально-политической науки. Очерки — это интеллектуальные портреты семи
европейских философов: Монтескье, Токвиля, Конта, Маркса, Дюркгейма, Парето и
Вебера, Выбирая персонажей своей книги, Р. Арон, думается, прежде всего исходил
из огромного значения и оригинальности их вклада в современную мировую
общественную мысль. Власть, социальное равенство, диктатура, демократия — вот
круг проблем, обсуждаемых в очерках.
Мы публикуем ниже (с небольшими сокращениями) заключение II части труда Р.
Арона "Этапы развития социологической мысли" (Les etapes de la pensee
sociologique. P., 1967). Фрагмент содержит сравнительный анализ творчества трех
ученых, работавших "на стыке веков", — француза Эмиля Дюркгейма (1858—1917),
итальянца Вильфредо Парето (1848—1923) и немца Макса Вебера (1864—1920). Арон
задается вопросами о том, в каких исторических условиях работали эти три автора,
как истолковывали они данные условия, как отразились в их доктринах черты
личности и национальный характер каждого философа. Ныне, когда общество снова,
как и век назад, находится на переломе, искания Дюркгейма, Парето и Вебера в
интерпретации Р. Арона приобретают, как нам кажется, особую актуальность,
причем не только для социологов. Очерки "Этапы развития социологической мысли"
выходят в переводе на русский язык в издательстве "Прогресс".
Хочется надеяться, что в ближайшем будущем российский читатель сможет
познакомиться с переводами и других классических работ Раймона Арона.
/... / Эти три автора различны по общему тону. Дюркгейм — догматичен, Парето —
ироничен, Вебер — патетичен. Дюркгейм доказывает истину и стремится, чтобы она
была научна и этична. Парето разрабатывает научную систему, которую он задумал
как частную и предварительную, но которая, независимо от его стремления к
объективности, высмеяла иллюзии гуманистов и надежды революционеров, уличает
пройдох и простаков, неистовых и власть имущих. Вебер стремится понять смысл
существования индивидов и общества, будь то им навязанных или ими избранных, не
закрывая глаза на давление социальных обязанностей и неизбежную необходимость
принимать решения, правомерность которых никогда не может быть научно доказана.
Тон каждого из этих трех авторов объясняется и личным темпераментом, и
национальными условиями.
Дюркгейм — французский ученый-философ; стиль его работы складывался, по крайней
мере внешне, под влиянием диссертаций, которые он готовил, последовательно
преодолевав барьеры, поставленные французским университетом перед амбициями
интеллектуалов. Этот университетский ученый III Республики верит в науку, в ее
этические ценности со страстью пророка. Он является или хотел бы быть
одновременно ученым и реформатором; наблюдателем, констатирующим факты, и
создателем системы морали. Такое сочетание может сегодня показаться нам
странным, но оно не выглядело таким в начале века, в эпоху, когда вера в науку
была почти религией. Самым ярким выражением этого сочетания веры и науки
оказывается понятие "общество". В социологии Дюркгейма это понятие служит
эмпликативным принципом, источником высших ценностей и своего рода объектом
поклонения. Для Дюркгейма, француза еврейского происхождения, университетского
ученого, занятого поисками решения традиционных проблем Франции, проблемой
конфликтов между церковью и государством, между моралью религиозной и светской,
социология была основой этики. Общество, истолкованное социологией, считает
высшей ценностью современной эпохи уважение человеческой личности и автономию
индивидуального суждения. Такая социологическая и рационалистская попытка найти
|
|