|
предшественники социологии могли бы сказать о себе так же, как Пабло Пикассо:
“Сначала я нахожу, а потом ищу”.
“Открытие” социальной реальности следует понимать в том смысле, что в
определенный исторический момент в определенной точке мирового культурного
пространства идея общества настолько завладела умами, что оно выступило как
реальность первостепенной значимости, обнаруженная впервые и требующая новых
специфических средств познания и практического воздействия. “Открытие”
социальной реальности, как и ее поиски, означало и ее конструирование в
качестве нового объекта исследования.
Ранее поиск и обнаружение этой реальности постоянно перемежались или
совпадали, но находились на периферии общественного внимания. Нередко уже
обнаруженное “общество” опять терялось, растворяясь и смешиваясь в других,
близких к нему сферах: природной, психической и т. п. Часть общества или одно
из его проявлений, например семья, государство, право, этнос и т. д.,
принимались за общество как таковое, за общество в целом. Но несмотря на
трудный, иногда драматический, характер отмеченных поисков и находок, идея
общества пробивала себе дорогу, с тем чтобы в конце концов выступить в качестве
онтологического обоснования необходимости и возможности новой науки –
социологии.
Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении
возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них, общество
– это естественное образование; человек – существо по природе и изначально
социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может, подобно
пчеле или муравью. Дообщественной стадии в формировании человека не существует,
или, что то же самое, она означает одновременно дочеловеческую стадию. Отсюда
следует, что государство, основанное на политической власти и юридических
нормах и объединяющее определенное население на определенной территории,
представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по
природе состояния человека.
Согласно другой традиции, общество – это искусственное образование;
человек – существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое;
естественное состояние человека – внеобщественное и дообщественное. Общество –
это своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми для блага
индивидов. Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает
либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и
эффективным: оно подчиняет себе своих подданных в конечном счете по их
собственной воле и для их собственного блага.
Между отмеченными двумя позициями существует множество промежуточных точек
зрения.
Наиболее ранний и выдающийся представитель первой традиции –
древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.), которого вообще
можно считать главным предшественником социологии в античном мире. Он
утверждает, что человек представляет собой существо общественное еще в большей
степени, чем пчелы и разного рода стадные животные. Доказательство этого он
видит в том, что среди всех живых существ только человек одарен речью [1,
378–379]. Под обществом Аристотель понимает любое объединение людей, чем-нибудь
соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения он
рассматривает семью, домохозяйство. Это объединение основано на природных
отношениях: муж – жена и господин – раб.
Совокупность этих первичных объединений образует селение. В свою очередь
соединение селений составляет высшую форму социального существования –
государство (в греческой форме – полис, город-государство). Государство, по
Аристотелю, – разновидность общества, а потому оно является естественным
образованием. Вместе с тем оно в определенной мере механизм, созданный
человеком. Государство первично по отношению к семье и отдельным селениям, так
как вообще целое предшествует частям и доминирует над ними. Аристотеля, таким
образом, как и его учителя Платона (427–347 гг. до н. э.), можно считать одним
из первых социальных реалистов. Аристотель считает общество абсолютно
необходимым условием существования человека. С его точки зрения, тот, кто
вследствие своей природы (а не случайных обстоятельств) живет вне государства,
– либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек [1,
378].
Помимо Аристотеля к идее общества как естественного образования в
античности склонялись и стоики, в том числе самый выдающийся из них, римский
философ и писатель Луций Анней Сенека (ок. 5 г. до н. э.– 65 г. н. э.). В своем
сочинении “О благодеяниях” (63–65 гг.) он поет настоящий гимн обществу,
доказывая, что оно опирается на природные основания и взаимопомощь людей.
Сенека утверждает: “[Природа] дала две силы, которые человека слабого сделали
весьма крепким, – разум и общество: благодаря им тот, кто, взятый в отдельности,
не может даже ни с кем поравняться, обладает миром. Общество дало ему власть
над всеми животными, его, рожденного на земле, общество ввело во владение иной
природой и дало ему власть господствовать над всей природой. Оно сдерживает
приступы болезней, приготовляет опору старости, дает утешение в скорбях; оно
делает нас мужественными, потому что позволяет призывать [себя на помощь]
против судьбы. Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода, –
единство, которым поддерживается жизнь...” [2, 87].
И все же представление об обществе как результате естественного развития
не было господствующим ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Преобладал
взгляд, согласно которому общество – это искусственное образование, результат
изобретения и целенаправленной деятельности людей: монархов, законодателей или
|
|