|
если не всем научным сообществом, то преобладающей его частью. Даже самые
непримиримые научные противники зачастую “втянуты” в общий круг парадигмальных
представлений и бывают гораздо ближе друг к другу в постановке и решении ряда
проблем, чем им самим это кажется. История социологии знает немало примеров
такого рода.
Следует также иметь в виду, что существует различная степень
универсальности, признанности тех или иных научных представлений: от полностью
общепринятых до исповедуемых в очень узком кругу приверженцев.
Отмеченные парадигмальные представления, определяющие способы постановки и
решения научных проблем в данный исторический период, составляют некоторый
каркас историко-социологического знания. Но этого недостаточно. Как и во всякой
истории, нам важно и интересно знать не только общее, но и специфическое, не
только повторяющееся, но и неповторимое, не только универсальное, но и
уникальное в развитии социологии. Воссоздание деталей, штрихов к портретам
“парадигмальных” социологов, школ, направлений и т. п. может иметь существенное
значение для понимания глубинных тенденций истории науки, особенно гуманитарной.
Многие серьезные, радикальные трансформации в науке нередко начинаются именно
с незаметных изменений в деталях.
Парадигмы не возникают в готовом виде, они постепенно формируются,
эволюционируют, складываются в систему представлений, с тем чтобы со временем
смениться другими парадигмами или быть дополненными ими. Поэтому без изучения
тех стадий формирования и развития научных представлений, когда они еще или уже
не являются парадигмами, картина истории социологии будет неполной. Кроме того,
даже заведомо “тупиковые” (с теперешней точки зрения) маршруты, пройденные
социологической мыслью в стороне от магистральных дорог, могут оказаться
чрезвычайно важными и поучительными для дальнейшего развития социологического
знания.
7. Значение для социологии ее истории
Существует одна особенность социологии как гуманитарной науки, вследствие
которой история играет в ней значительно более важную роль, чем в науках
естественных. Она состоит в том, что старые знания, теории, методы здесь не
вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Если речь идет о
каких-то действительно серьезных научных достижениях, то невозможно сказать,
что чем они новее, тем они значительнее. Это роднит социологию и, шире,
гуманитарное знание с искусством, с художественным творчеством, где также
невозможно выстраивать произведения разных эпох на разных ступенях некой единой
лестницы достижений, утверждая, например, что Пикассо “выше” Рафаэля, Лев
Толстой “глубже” Шекспира и т. п.
Ничто значительное в социологии не умирает. Оно может “впадать в сон”,
иногда даже в “летаргический”, надолго выпадая из сферы актуального научного
знания. Но наступает время, когда научное сообщество вновь обращается к,
казалось бы, навсегда похороненным идеям, и они вновь пробуждаются к жизни,
актуализируются, становятся современными. А многие из очень старых идей вообще
постоянно находятся в научном обращении. Идеи “социологов” такого далекого
прошлого, когда еще и социологии, собственно, не было, по сей день остаются
актуальными, действующими, работающими. Например, идеи Аристотеля (IV в. до н.
э.), Августина Блаженного (IV – V вв.), Ибн Хальдуна (XIV – XV вв.), Ш.
Монтескье (XVII – XVIII вв.) и сегодня представляют отнюдь не только
“исторический” интерес. Очевидно, что каждая эпоха в развитии социологии
по-своему, по-новому интерпретирует, “прочитывает” старые идеи, но при этом,
подвергаясь новому прочтению, они все-таки остаются самими собой.
Из сказанного следует, что именно история социологии не только позволяет
“жить” старым идеям, не только не дает им “умереть”, но и “омолаживает” их.
Благодаря истории безгранично расширяется диапазон социологических знаний,
понятий, теорий, принципов, методов, из которых может осуществляться выбор в
процессе научной деятельности. Решая какую-то научную проблему, социолог всегда,
явно или неявно, осознанно или неосознанно, соотносится с определенной
традицией социологической мысли. История помогает ему делать это осознанно,
позволяя понять, где действительно новое, где хорошо или плохо забытое старое и
как с помощью того и другого решать научные проблемы.
Таким образом, историко-социологическое знание, будучи самоценным, в то же
время играет эвристическую роль, служит средством получения нового знания и
способствует формированию науки будущего. Здесь еще раз подтверждается
справедливость утверждения Байрона: “Прошлое – лучший пророк будущего”.
Более того. Если исходить из того, что наука – это весь массив научного
наследия, непрерывно пополняемого и обновляемого, в том числе и на наших глазах,
то тогда оказывается, что в известном смысле история социологии – это сама
социология.
История социологии исследует различные формы изменений научного знания:
эволюционные, происходящие в рамках одной и той же парадигмы, и революционные,
связанные со сменой парадигм в социологии. Она прослеживает не только
инновационные процессы в сфере научного знания, но и процессы традиционализации
знания, приводящие к становлению научной классики. Конкуренция и конвергенция
социологических теорий недавнего и отдаленного прошлого, их взаимовлияние,
характер их распространения и восприятия – все это входит в предмет истории
социологии.
История социологии изучает как внутринаучные, так и вненаучные факторы
развития социологического знания. Среди вненаучных следует особо выделить
разнообразные социальные факторы.
Социально-историческая обстановка, социальные группы, нормы, ценности,
|
|