|
Идеи “политической арифметики” У. Петти и Дж. Граунта нашли продолжение в
идее “социальной математики” Кондорсе и в труде основоположника демографии
Томаса Мальтуса “Опыт о законе народонаселения” (1798).
“Естественная”, “социально-физическая” методология формирующейся
социологии стала входить в противоречие с господствовавшим в XVII– XVIII вв.
взглядом на общество как на искусственное образование, результат
целенаправленной деятельности человека. Под влиянием этой методологии в начале
XIX в. преобладающей становится иная социальная онтология, основанная на идее
общества как результате действия естественных причин. При этом идея
искусственного характера общества не исчезла; просто “искусственное”, связанное
с деятельностью человека, стало трактоваться как проявление и высвобождение
естественных сил, действующих в обществе. Такое понимание оставляло простор для
целенаправленного совершенствования общества на основе этих сил. Подобно тому
как в механике нового времени соединились наука и искусство, в “социальной
механике”, т. е. в зарождавшейся социологии, изучение социальных явлений
рассматривалось как этап или элемент их создания и совершенствования.
Соединение физики с техникой послужило стимулом к тому, чтобы постараться
соединить “социальную физику” с “социальной техникой”: изобретениями,
нововведениями, реформами в сфере социальных механизмов.
Вместе с выдвижением на первый план “естественной” точки зрения на
общество преобладающей становится и точка зрения социального реализма:
представление об обществе как о сущности особого рода, не сводимой к
составляющим его индивидам, как об особого рода внеиндивидуальном и
сверхиндивидуальном существе. Если ранее социально-реалистическая позиция
обосновывалась главным образом моральными и религиозными аргументами, а
социально-номиналистская, индивидуалистическая (присущая
философам-просветителям, экономистам либерального направления,
этикам-утилитаристам) – научными, то в первой половине XIX в. эти две позиции
поменялись местами: “Противники индивидуализма говорят от имени науки, а их
опровергают доводами морального, идеального характера” [37, 523].
Таким образом, идея общества как особого естественного образования
соединилась с идеей естественной науки, т. е. знания о неизменных естественных
законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и
эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое
усовершенствование социальных механизмов (или, иначе говоря, прогрессивное
развитие социальных организмов), опираясь на их естественные тенденции и
подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука.
5. Заключение: когда и где начинается социология?
Существуют различные точки зрения на вопрос о времени и месте
возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к
античности, другие – к XVII–XVIII вв., третьи – к XIX в., а четвертые – лишь к
XX столетию. По-разному определяется и место возникновения этой науки. Одни
считают, что социология – это явление изначально европейское. Другие находят ее
зачатки в обществах древнего Востока, например, в Индии или в Китае.
Некоторые исследователи не без оснований находят прообраз социологии в
творчестве арабского историка и социального философа Ибн Хальдуна (1332–1406).
Он разрабатывал идеи, занимавшие впоследствии важное место в развитии
социологического знания. К ним, в частности, относятся следующие: о сущности
общества и социального взаимодействия; о роли разделения общественного труда в
поддержании социальной солидарности; о типах, образах жизни, или “состояниях”
общества (“животная”, сельская и городская жизнь); о социальной эволюции; о
месте производительного труда в жизни общества; о влиянии географической среды
на социальную жизнь; о законосообразности социальных явлений; о значении опыта
в социальном познании и т. д. (см. фрагменты из Ибн Хальдуна в: [38, 559–628;
39,121–155]).
Тем не менее, в древних и восточных обществах можно обнаружить лишь
некоторые элементы социологического знания, но еще не социологию как таковую.
То, что мы сегодня воспринимаем эти элементы как социологию, обусловлено тем,
что у нас есть возможность ретроспективного взгляда на них, взгляда с позиций
науки уже сформировавшейся, но сформировавшейся в целом в другое время и в
другом месте. Точно так же, например, мы можем найти элементы буддизма или
ислама внутри европейской культурной традиции; тем не менее, мы достаточно
достоверно и точно определяем время и место зарождения и становления этих
религиозных учений: буддизм возник в Индии в VI–V вв. до н.э., а ислам – в
Западной Аравии в VII в.
Из предыдущего изложения следует, что возникновение социологии явилось
результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов, которые
пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового
культурного пространства. Этим периодом стала первая половина XIX в., а этой
точкой – Западная Европа. В это время и в этом месте произошло рождение новой
науки – социологии. Далее началось ее развитие и распространение в самых разных
социокультурных ареалах земного шара. Предыстория науки закончилась, началась
ее история.
Разумеется, граница между предысторией и историей социологии в
значительной мере условна. Как уже отмечалось, переход из одного состояния
науки в другое – не событие, а процесс, достаточно длительный и масштабный. В
известном смысле история социологии не имеет начала или же она начинается
постоянно, в том числе и теперь. Ведь в процессе своего развития наука
постоянно вновь определяет и переопределяет свои принципы, границы, предмет и
методы.
|
|