|
мнению, при некоторых формах стимуляции (мастурбация, половой акт с
искусственным половым членом или искусственным влагалищем) повышение
артериального давления никогда не достигает такой силы, как при некоторых
ситуациях естественного полового акта.
Среди общих (экстрагенитальных) сексуальных реакций женщины W. Masters
and V. Johnson описали феномен sex flush (сексуальное покраснение). Покраснение
может начаться уже во время фазы возбуждения, усиливаясь в фазе плато, достигая
максимума к моменту оргазма. Резкое покраснение начинается обычно с эпигастрия,
быстро переходит на грудь и в некоторых случаях может захватить все тело. После
оргазма феномен быстро ликвидируется в обратном порядке.
Представляют интерес экспериментальные физиологические исследования по
изучению кровообращения в половых органах перед началом и во время полового
акта. Различают полное и относительное кровенаполнение полового члена (erectio
absoluta и erectio relative). Мы считаем, что измерять величину пениса
необходимо в состоянии абсолютной эрекции, так как эта величина стабильна, а
все остальное время кровенаполнение пениса находится в зависимости от многих
психических, соматических, температурных и прочих факторов.
К. Freund (1965) при помощи особого пенисного плетизмографа доказал,
что объем пениса крайне лабилен. Так, демонстрируя диапозитивы обнаженных
мужчины, женщины или ребенка, он выявлял гетеро- или гомосексуальную
направленность обследуемого. Да и сама процедура измерений пениса, особенно
открытие головки, немедленно увеличивает его объем.
21
Глава 4.
ФОРМЫ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ.
РАЗВИТИЕ БРАКА
Относительно первоначальных форм брака высказываются различные гипотезы.
Большинство советских ученых считают, что в эпоху «первобытного человеческого
стада» господствовали отношения, при которых каждая женщина данного стада могла
вступать в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми
женщинами.
С возникновением родового строя появляется экзогамия (теперь под
экзогамией понимают запрещение браков между близкими родственниками, инцест) и
групповой брак, при котором все мужчины одной группы имели право на половые
отношения со всеми женщинами другой группы. Групповой брак сохранился еще у
некоторых племен Центральной Австралии, у папуасов и некоторых других народов.
По мере социального расслоения общества появляется новая форма брака —
полигамия, когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или со многими
лицами противоположного пола. Полигамия существует в двух формах - полиандрия и
полигиния.
Полиандрия была распространена в ряде племен Африки во время
матриархата, когда женщина, обычно руководительница рода, могла иметь
нескольких мужей одновременно, используя их для полевых работ.
С развитием скотоводства возникла частная собственность, сначала на
стада, а с появлением сельскохозяйственных орудий — на запасы зерна. После
смерти хозяина частной собственности возникала необходимость передать ее по
наследству непосредственным наследникам, тогда как женщина при матриархате не
знала, от кого из своих многочисленных мужей она имела детей, что и явилось
одной из предпосылок для смены матриархата патриархатом.
Полигамия — одна из форм многоженства, когда муж имеет несколько или
даже множество жен, — является наиболее частой формой брака в странах Востока,
исповедующих ислам.
Число жен зависело от имущественного и социального положения мужчины.
Зажиточный мусульманин мог иметь до четырех жен. Султаны, высокопоставленные и
очень бо-
22
гатые лица имели свои гаремы с многочисленными женами и наложницами. В
константинопольском гареме султана женщины в зависимости от социального
положения делились на пять категорий: жены султана; женщины, прислуживающие
султану при трапезе; служанки султана и его детей; служанки, которые имели
надежду подняться рангом выше; простые невольницы, рабыни.
Среди состоятельных классов Китая было распространено многоженство
наподобие мусульманских гаремов. Так, начиная с периода чжоу, китайскому
императору по традиции полагалось иметь 121 жену и наложницу: 1 императрица
(хоу), 3 дамы-фаворитки (фужень), 9 жен второго ранга (бин); 27 жен третьего
ранга (шифу), 81 наложница (юйцзи). Нечетные числа и числа кратные трем (3, 9,
27, 81) считались счастливыми и символизировали мужскую потенцию. В свою
очередь, наложницы делились на следующие ранги: императорская драгоценная
наложница, драгоценная наложница, наложница, конкубина, драгоценный человек (В.
Н. Семенов).
По Лицзи, древнекитайскому учению, наставляющему мужчин по вопросам
брака и половой гигиены, отказ жене или наложнице в близости считался тяжким
проступком до 70 лет (по другим источникам — до 60 лет). Император удостаивал
близостью своих жен, не достигших пятидесяти лет, каждые пять дней. За интимной
жизнью правителя наблюдали специальные дворцовые прислужники (нюйши) (А. Я.
Сыркин, П. И. Соколова, 1972).
|
|