|
применяли, чтобы заставить его так поступать?
М: Я не знаю. Я не думаю, что это были ... он просто не хотел со мной
ехать. Я не знаю почему.
К: О, я думаю на вашей совести 50% ответственности за это. Я не хочу,
чтобы вы приписывали всю ответственность ему.
Мне хочется, чтобы Мама имела возможность осознать свое участие в
семейном конфликте. До тех пор, пока она этого не сделала, она бессильна
измениться.
О равной ответственности между супругами в конфликтах много говорят, но
это, как правило, имеет слабое отношение к действительности. При достаточно
серьезном испытании на прочность равенство распадается. А говорить одно и
делать совсем другое - значит посеять семена самообмана.
Мне кажется, что проблемы здесь начинаются тогда, когда мы как бы
сводим жизненные события в таблицы, производим подсчеты, чтобы определить, кто
на самом деле злодей, а кто жертва. Причем список неприемлемого поведения, как
правило, необъективный, и все потому, что его “составляют” на основе
односторонних поведенческих проявлений, не анализируя в полном объеме
последовательность взаимодействия двух субъектов. Мы отмечаем определенное
поведение, не обращая внимание на те важные реакции партнера, которые по сути
дела являются "нереагированием" и одновременно завершают цикл взаимодействия. И
тогда вы наблюдаете "факт" якобы полной последовательности взаимодействия, хотя
ее важнейшие звенья могут быть опущены. Любое действие является совместным,
даже если эта совместность и скрыта.
Ван: Мне кажется, еще одна причина моей злости - то, что вы не
оказываете мне необходимой поддержки при решении некоторых моих проблем. Я
чувствую, что не могу положиться на вас как на родителей.
К: Подожди хоть самую малость, не тараторь! Ты говоришь, что хочешь быть
взрослой и не заботиться о них и одновременно оставаться ребенком, чтобы они
могли заботиться о тебе. Соедини обе части своего разума! Что же ты в
действительности хочешь: быть семилетней или восемнадцатилетней?
Здесь я пытаюсь подвергнуть сомнению то, что мне представляется
сверхпривязанностью к миру желаний маленького ребенка. Я хочу, чтобы Ванесса
приложила необходимые усилия к преодолению своего убеждения в том, что родители
продолжают всецело быть ответственными за ее жизнь. Вообще это нормально -
желать поддержки и заботы от собственных родителей, но интенсивность ее чувств
настораживает. Она как бы остается маленькой.
Ван: Да, я хочу быть взрослой, но я не хочу о них заботиться. Кроме того,
я жду некоторой поддержки с их стороны. Я чувствую... Как бы мне это выразить..
.?
К: Тебе нет нужды это выражать, ты уже выразилась достаточно ясно.
Ван: То что я хочу быть взрослой и ребенком одновременно?
К: Конечно! Ты хочешь, чтобы они о тебе заботились, но не желаешь
платить долги. Если ты собираешься быть их ребенком и требуешь заботы о себе,
то должна позволить и им быть твоими детьми и заботиться о них.
Ван: Но я не хочу делать ни того, ни другого. Я хочу избавиться от всего
этого.
К: Хорошо, в таком случае остается пожелать тебе счастья.
После того как она взвесила предложение или - или, я попытался
вернуться к тому, что сопряженные желания - быть независимым от кого-то и
одновременно кому-то принадлежать - являются пожизненными спутниками.
Вот как это должно быть! Все происходящее не слишком замысловато, хотя
и несет в себе подчас ощущение парадоксальности. Мы проносим через всю жизнь
потребность быть опекаемыми и обожаемыми. Я не знаю никого, кто по-настоящему
перерос бы эти желания. Параллельно данной потребности развивается нужда в
независимости, в том, чтобы быть самодостаточным и автономным. То есть
чувствовать, что мы ответственны за свою собственную жизнь и нас никто
чрезмерно не контролирует и не опекает. Никто из нас не может вполне преодолеть
или, наоборот, полностью принять такое положение вещей.
Итак, две силы остаются на своих местах и борются друг с другом на
протяжении всего жизненного пути человека. Мы можем найти много арен, где
разыгрывается эта борьба. И решением здесь может стать отнюдь не поиск
единственного победителя, а какая-то смесь из этих двух тенденций. Безусловно
присущая вам способность к автономности, самодостаточности напрямую связана с
вашей способностью быть частью чего-то целого и по-настоящему принадлежать
другим. Принадлежность и отделение взаимосвязаны и не представляют собой
антагонистических понятий, между ними существует определенная симметрия. Чем
больше вы обладаете одним, тем больший доступ у вас имеется к другому. Данные
тенденции не противопоставлены друг другу, а скорее друг друга усиливают, их
взаимозависимость указывает на интеграцию, как на конечную цель их
функционирования.
Как и в случае с другими сторонами нашей эмоциональной жизни, мы
оказываемся под влиянием, или вернее под гипнозом тех способов, которыми
пользуются наши родители, встречаясь с этими универсальными вопросами
|
|