|
репрезентация релизера в сознании. Фетиш может вызывать, как отмечал Фрейд,
амбивалентное отношение - сексуальное возбуждение и стремление уничтожить. В
рамках концепции осознавания можно говорить о том, что при фетишизме осознается
само действие релизера как безусловного стимула сексуального возбуждения,
осознается как невозможность противостоять ему, так и невозможность
рационального обяснения этого факта, что и порождает вторичную эмоциональную
амбивалентность.
М.,17 лет: с 6-7 лет испытывал сексуальное возбуждение от созерцания женских
туфель, больше возбуждали закрытые или высокие сапоги, лучше не сильно
поношенные или даже новые, обязательно с высокими каблуками. Цвет, блеск не
имели значения. Сначала доставляло удовольствие портить их, затем, наоборот,
найденную старую обувь ремонтировал, потом стал надевать, ходить по комнате,
смотреть на себя в зеркало. При этом отмечалось сильное сексуальное возбуждение,
причем эякуляция часто наступала даже без прикосновений к половым органам.
Оклеил стены комнаты картинками женских ног в туфлях с каблуками. В 14 лет
приходили мысли о том, что ему лучше было бы быть женщиной, однако объяснял это
тем, что в этом случае не было бы неприятностей (после того, как мать и сестра
обнаружили, что он снашивает их туфли, и стали прятать свою обувь, ему пришлось
воровать их). Одной пары туфель "хватало" на три-четыре манипуляции, затем они
переставали вызывать возбуждение. При ношении туфель фантазии отсутствуют,
сосредоточен на ощущениях от них. Отмечает, что прием алкоголя ослабляет
влечение к ношению туфель, дольше двух недель воздерживаться от этого не может,
влечение становится непреодолимым. Если бы мог покупать туфли, то не воровал бы
их.
Фетишизацию можно расценивать как плюс-феномен (появление в сознании того, что
в норме отсутствует). С другой стороны, фетишизация прямо связана со
склонностью к образованию сверхценностей.
Нетипичным примером фетишизации является поведение испытуемого К., который в
подростковом возрасте стал красть женское белье с веревок или брать у матери,
одевал колготки, туфли, лифчики перед зеркалом, иногда это сексуально
возбуждало, и он онанировал, иногда появлялось чувство комфорта, успокоения,
воображал, как он идет по улице переодетый в женскую одежду, и на него с
завистью смотрят женщины.
В приведенном примере необычно чередование использования фетиша (женской
одежды) то с целью сексуального возбуждения (фетишистский трансвестизм), то с
целью достижения психологического комфорта (трансвестизм двойной роли).
Представляют интерес те объяснения выбора объекта, которые дают сами пациенты.
Так, ряд лиц с педофилией говорят, что они сами чувствуют себя детьми, им
интересно играть с ними, они понимают их переживания. Другой вариант - когда
больной декларирует сознательный отказ от нормативных гетеросексуальных
контактов - "я понял, что со взрослыми женщинами у меня никогда не получится".
По сути, это не объяснение выбора, а объяснение отказа от нормативного объекта.
В некоторых случаях испытуемые сами указывают на сходство жертв со значимыми
для них людьми - матерью, первой девушкой, которая нанесла ему психотравму,
отвергнув его. Несмотря на внешнюю психологическую понятность такого объяснения
("месть"), механизм данного феномена представляется достаточно сложным - это
уничтожение не конкретного человека, а совокупности стимулов - реальных и
проецируемых, составляющих фетиш.
2.2.3. Аутоэротизм
Элементы аутоэротизма почти всегда наличествуют при различных видах парафилий,
что неоднократно отмечалось в литературе. Особенно ярко он представлен в
пубертате при транзиторных трансвестистских проявлениях, мастурбации перед
зеркалом. Однако в большинстве случаев черты сходства субъекта и объекта
сексуального влечения не осознаются. Иногда эксперт обращает внимание на
сходство предпочитаемого объекта с самим пациентом - эта задача облегчается, к
примеру, при вышеупомянутых случаях гомосексуального насилия в детстве, когда
возраст субъекта и объекта насилия совпадает. В тех же случаях, когда это
осознание происходит и стабилизируется, становится возможным феномен
нарциссизма.
2.2.4. Диссоциация
Под диссоциацией здесь понимается возникновение незавершенного гештальта, в том
смысле, что осознавание различных его составляющих отличается от обычного.
Традиционно понимаемая диссоциативность как следствие вытеснения эмоционально
значимых переживаний и действия других защитных механизмов представляется в
этом аспекте частным случаем.
Описанная выше процессуальность парафильного поведения, заключающаяся в том,
что другого предмета и другого продукта, кроме самого действия нет, достигается
путем самоотстранения, т.е. отделением себя от самого действия. В отличие от
слитности со своими действиями в неигровом поведении игра дает возможность
владеть своим действием, быть субъектом по отношению к нему, а следовательно -
стать активным, свободным по отношению к действиям. Одним из следствий
подобного различия является и отличие в степени осознанности. Если действия,
направленные на результат, выступающие в качестве пути к определенной цели,
имеют тенденцию к сокращению, редуцированию и, следовательно, к утере их
сознательности, автоматизации, то в отношении игровых действий наблюдается
обратная картина. Они, напротив, в силу самоустремленности тормозятся, что
делает ощутимым их построение, и всегда сознательны и двусмысленны, проблемны.
Таким ообразом, задаются условия для дезавтоматизации отдельных элементов
поведения при стереотипизации, т.е. автоматизации его целостной структуры.
По сути, при нарушениях осознавания отчуждаться (отстраняться) может прежде
|
|