|
А. Н е з а в е р ш е н н о с т ь - проявляется в нерезультативности
деятельности, причем подразумеваемой и "входящей в замысел". Особенно это
бросается в глаза в тех многочисленных случаях, когда сам по себе навык
гетеросексуального (или иного) поведения оказывается сформированным, однако в
ходе исполнения девиантного ритуала наблюдается отказ от логического, казалось
бы, его завершения с ограничением предпринятых действий (даже в самых
предрасполагающих к тому ситуациях) неким набором эротических или даже
платонических актов. Как ни парадоксально, внешне явно сексуальное действие
часто не завершается именно в сексуальном смысле (отсутствие эякуляции и
оргазма).
Именно это качество процессуальности определяет симптом "охоты", встречающийся
чаще всего при садизме и заключающийся в самостоятельной значимости поиска
необходимого объекта. Причем само по себе это иногда длительное блуждание,
сочетающеся с соответствующим эмоциональным состоянием, оказывается
самодостаточным, и по своей субъективной эффективности - сравнимым с
полноценным перверсным актом.
Б. П р о л о н г а ц и я - намеренное продление осуществляемых действий, что
достигается зачастую их усложнением и затруднением с помощью использования
достаточно длительного и схематичного ритуала. Целью подобной модификации
активности может являться продление восприятия и связанного с ним аффекта в
силу самоценности данного воспринимательного процесса. В этом контексте
становится до конца понятным высказывание К.Имелинского, который говорил, что
сутью садизма является переживание времени.
Поэтому и убийство объекта менее предпочтительно, нежели продолженные действия
с ним: "Заклеймим ее (женщину), опозорим ее; от этого унижения она будет
страдать до последнего мига своей жизни, и наше бесконечно растянутое
сладострастие станет от этого более изысканным". Подобное высказывание могло бы
принадлежать не только Саду, но и другим, если бы они могли столь же ясно
высказать свои желания. Один из наблюдавшихся нами больных выразил примерно то
же, когда говорил о сокровенной своей мечте - оказаться "облепленным со всех
сторон женщинами, чьи половые органы он мог бы ласкать постоянно". Отсюда и
грезы Сен-Фона, одного из героев маркиза, о чем-то вроде бесконечной смерти,
достигаемой неисчерпаемыми ресурсами адских пыток. М. Бланшо видит в этом
противоречие, составляющее часть системы Сада: мысль о вечно причиняемой смерти
исходит, по его мнению, из желания вечной жизни, и потому палач и жертва
оказываются наделенными одной и той же властью, тем же "божественным атрибутом
вечности" (Бланшо М., 1992).
Указанные феномены, свойственные и игровому поведению, рассматриваются как
доказательства того, что предметом таких действий является само действие, тогда
как собственно результат остается внешним по отношению к действию. Поэтому
действие оказывается направленным на самое себя и становится самодействием.
2.1.2.4. Ритуализация (клиширование)
Стереотипность сексуального поведения, характерная для многих лиц с парафилиями,
выражается в предсказуемости без обратной связи, что проявляется в стремлении
осуществить определенную активность, например, выражающуюся в фелляции или
анальном коитусе, или ощупывании половых органов. При этом осуществление
стереотипа в полном объеме и достижение эмоционального состояния в разной
степени зависело от реакции партнера - от абсолютной спонтанности до жесткой
обусловленности, например, реакцией испуга. С клинической точки зрения можно
было говорить о клишированности поведения.
Другое выражение клишированности поведения - связь его с определенной
территорией. В клинике парафилий часто выявляется связь аномального
сексуального поведения с окружающей обстановкой. Последняя может повторять
ситуацию первого правонарушения (у эксгибиционистов и садистов часто
наблюдается локализованный ареал). Так, один из испытуемых описывал
возникновение влечения к нападению на девочек-подростков, когда он оказывался в
районе высотных домов, где он их обычно и совершал, в других районах города или
в других местах такого желания не возникало. Обстановка также может быть
связанной с уменьшением расстояния между людьми (типичный пример - кабина
лифта), что запускало паттерн патологического поведения. У некоторых серийных
сексуальных преступников отмечался также феномен неоднократного возвращения на
место преступления, обстановка при этом играла роль триггера запуска
воспоминаний, которые возвращали испытуемому чувство реальности происшедшего.
В этом аспекте имеют значение два понятия этологии: индивидуальная территория,
т.е. пространство, на котором человек имеет тенденцию доминировать, находиться
в состоянии комфорта и возвращаться, и индивидуальное расстояние - дистанция,
запускающая определенные виды поведения.
Еще одним проявлением клишированности аномального сексуального поведения
является постоянное воспроизведение отношений доминирования и иерархии
(насильник и жертва; подглядывающий - с ощущением власти над объектами в
сознании субъекта, и неведающая об этом пара; демонстрирующий половые органы
эксгибиционист и вынуждаемая этим на какую-либо реакцию женщина). Сюда же
следует отнести также встречающуюся неспособность жертвы сексуального насилия
оказать сопротивление, а также случаи мазохизма.
Все приведенные выше аспекты клишированности имеют общий признак - они
характеризуют усиление, подчеркивание тех компонентов поведения, которые не
связаны с личностью пациента, а имеют видовой характер, поэтому для их
обобщенной характеристики правомерно обращение к этологическим понятиям. Под
ритуализацией в этологии понимают усиление лишь некоторых элементов и
комплексов поведения, что делает их более различимыми при коммуникации. В норме
|
|