|
нет способа не быть тем, кем ты есть и где
Иккю
реди людей, борющихся со своими зависимостями, очень популярна «Молитва
Спокойствия»:
Боже, даруй мне спокойствие принять то,
чего я не могу изменить,
мужество изменить то, что могу,
и мудрость — всегда отличать одно от другого:.
В этом есть очень большая доля дзэн. Путь Принятия заключается в том, чтобы
принимать те вещи, которые невозможно изхменить, — не со смирением, а с
радостью. Основные среди этих вещей:
Жизнь Мы сами Наши тела
Тела наших партнеров
То, что станется с этими телами
С помощью диет, упражнений и хирургии мы можем изменить внешний вид наших
тел, но мы не можем изменить тот факт, что коль скоро мы живем, то мы будем
жить в этих телах, и что со временем они состарятся. Путь Принятия состоит в
том, чтобы жить с этими фактами, смотреть в зеркало в любом возрасте и видеть
свои улыбающиеся глаза.
Мастер дзэн Хотэй однажды научил Пути Принятия, не произнеся ни единого
слова.
Хотэя, который был знаменит тем, что повсюду носил с собой холщовый мешок,
спросили: «В чем смысл дзэн?» В ответ он молча сбросил на землю свой мешок.
Но задавший вопрос не унимался: «В таком случае, в чем реализация дзэн?»
Хотэй перебросил мешок через плечо и продолжил свой путь.
Элегантностью дзэнского действия Хотэй в первом случае ответил: что есть,
то есть. Прими это. Ты сбрасываешь на землю мешок. Вначале мешок был у тебя на
плече, теперь он лежит на земле. Время продолжает идти вперед. Этот момент
никогда больше не повторится. Земля крутится вокруг своей оси и обращается
вокруг Солнца. С каждой минутой мы становимся старше. Где-то кто-то занимается
любовью; где-то в другом месте кто-то воюет. Кто-то рождается; кто-то умирает.
Все эти вещи представля-
ют собой проявления божественной силы, которая наполняет энергией Вселенную.
Это истина, которая лежит в основе любого действия и любой вещи.
Второй ответ Хотэя говорит нам о том, как жить с этой истиной. Подними свой
мешок и иди по своим делам. Участвуй в повседневной жизни.
Многие люди путают принятие с фатализмом: «Что будет, то будет; и я ничего
не могу с этим сделать». Это косное сознание. Жизнь динамична и изменчива, и
поэтому, чтобы полностью участвовать в ней, мы тоже должны быть динамичными и
изменчивыми. Путь Принятия состоит в том, чтобы принимать жизнь такой, как она
есть, — но принимать ее. Подобно Хотэю, подберите свой мешок и продолжайте идти.
Что может быть более обычным? На пути дзэн такое принятие обозначает чудо —
чудо быть живым.
Учась принимать жизнь такой, как она есть, мы познаем смысл двух
центральных концепций дзэн: несовершенства и непостоянства.
Несовершенство
С точки зрения дзэн, жизнь совершенна в своем несовершенстве. Подобно
сексу, она запутанна, сложна, возбуждающа — и в конечном счете чудесна. Со
всеми своими трудностями жизнь такая, какой ей положено быть. Даже сознавая
несовершенство человеческих существ, мы понимаем, что на божественном уровне
все совершенно именно в таком виде, как есть.
С помощью Дзэн-Секса мы переносим это отношение на взаимоотношения. Люди
такие, как они есть. Мы можем подтолкнуть их к тому, чтобы они изменили свое
поведение, но, в конце концов, только они сами могут изменить себя. А нам
следует изменить себя самих и научиться жить с «несовершенством» других.
Наши средства информации скармливают нам так много картинок красивых людей,
живущих красивой жизнью, что наши собственные жизни по сравнению с ними могут
показаться неполноценными. Вопреки всякой логике, мы измеряем себя и своих
любимых нереальным стандартом. Однако у японцев есть поговорка: Мэйба ни кусэ
ари («Даже знаменитая лошадь пахнет»). Вы можете сколько угодно фантазировать о
том, насколько прекрасней была бы ваша жизнь, если бы вы могли жениться на
кинозвезде или спать с топ-моделью, но ваша мечта отрицает реальность: даже
знаменитости просыпаются по утрам с дурным запахом изо рта и имеют свои
проблемы в постели.
Дзэнский разум знает, как увидеть красоту в несовершенстве жизни. Если все
говорит о Божественном, то всему присуща красота. Можем мы ее увидеть или нет,
это зависит от нашего уровня осознания. Если мы сможем настроиться с помощью
дзэн, то мы поймем, что подразумевали мастера, когда говорили: «Красоту можно
добыть из уродства». Проникните в самую суть вещей —и вы увидите сияние у ее
истока.
Как только мы научимся видеть это внутреннее сияние, значительная доля нашей
несчастливости просто испарится. Мы перестанем зацикливаться на своей внешности
и внешности своих партнеров; вместо того чтобы видеть недостатки, мы будем
неплохо себя чувствовать в своей собственной шкуре. Мы видим в своих телах
всего лишь сосуды духа и понимаем, что, несмотря на все несовершенство внешней
упаковки, источник этой упаковки совершенен и божествен. Мы объединяемся не с
|
|