Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Сексология :: Е. Г. Силяева - Психология семейных отношений с основами семейного консультирования
<<-[Весь Текст]
Страница: из 87
 <<-
 
         Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к 
самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект 
воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).
         Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие 
ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт 
(середина XX в. – настоящее время).
         В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы 
семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле).
 Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей 
возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся 
чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике 
развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального 
типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с 
ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.
         Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении 
взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в 
различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и 
факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их 
последователей).
         Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и 
социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, 
социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами 
низкой рождаемости.
         Национальные особенности семейных отношений
         До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель 
общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество 
трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как 
патриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью, 
собственностью, субординацией и т.п.
         В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные 
особенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. 
Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей 
жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за 
измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому 
гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если 
это были здоровые мальчики.
         В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были 
широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал 
исключительно для деторождения. Большое значение придавалось свадебной 
церемонии, чрезвычайно дорогой, расписанной до мелочей. Авторитет отца был 
исключительным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имущества 
мужа.
         Наука располагает обширной информацией о влиянии христианства на 
институт семьи во многих странах мира. Церковная доктрина освящала моногамию, 
сексуальную чистоту, целомудрие, предавала анафеме многоженство и многомужество.
 Однако на практике духовенство далеко не всегда следовало церковным канонам. 
Церковь превозносила девственность, воздержание при вдовстве, добродетельное 
супружество. Браки христиан с иноверцами считались греховными. Либеральное 
отношение к ним было лишь в период раннего христианства, поскольку считалось, 
что с помощью брака христианин может обратить в истинную веру еще одного 
заблудшего.
         На раннем этапе христианства супружество считалось частным делом. В 
дальнейшем закрепилась норма вступления в брак с согласия священника. Даже 
вдова не могла снова выйти замуж без его благословения.
         Церковь диктовала и правила сексуальных отношений. В 398 г. 
Карфанесским собором было принято решение, по которому девушка должна была 
хранить девственность три дня и три ночи после свадьбы. И только впоследствии 
было разрешено вступать в половые сношения в брачную ночь, но только при 
условии уплаты церковного сбора.
         Формально христианство признавало духовное равенство женщины и мужчины.
 Однако в действительности положение женщин было приниженным. Лишь некоторые 
категории женщин – вдовы, девственницы, служащие в монастырях и больницах – 
имели авторитет в обществе, находились на привилегированном положении.
         Семья в России
         В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине 
XIX в.
         Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные 
произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий 
анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось 
изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературного памятника XVI в., 
изданного в 1849 г.
         В 20–50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции 
развития современных семейных отношений. Так, П. А. Сорокин проанализировал 
кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, 
родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее 
прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, 
посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, 
провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология 
и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с 
марксизмом.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 87
 <<-