Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Сексология :: Е. Г. Силяева - Психология семейных отношений с основами семейного консультирования
<<-[Весь Текст]
Страница: из 87
 <<-
 
эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового 
супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей 
формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
         Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно 
выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои 
общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, 
свою семью.
         Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории 
развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Ба-хофен, написавший книгу 
«Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор 
исследования «Первобытный брак» (1865).
         Для ранних ступеней общественного развития была характерна 
беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, 
который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли 
в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. 
Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое 
положение. Через гетеризм {гинекократию) – отношения, основанные на высоком 
положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к 
индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только 
повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия 
– свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных 
«табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков 
внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей.
 Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных 
племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины 
и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди 
мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) 
исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла 
семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по 
поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
         Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший 
братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась 
половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской 
линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских 
племенах Северной Америки.
         Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. 
Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток 
мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по 
отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право 
на детей оставалось за матерью).
         Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. 
Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
         Ведущая роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине 
(патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. 
с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, 
наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку 
материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.
         В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до 
нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство 
мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, 
заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных 
наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась 
строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, 
однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и 
средние века во всех странах.
         Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии 
существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так 
называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной 
представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. 
Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал 
супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи 
пользовался сам король.
         В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные 
этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал 
счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с 
временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала 
широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни 
ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную 
женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества 
заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
         Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на 
протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.
         Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
         Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. 
(IV–XVII вв.).
         Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им 
отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию»,
 в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
         Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго 
регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 87
 <<-