Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Сексология :: Роберт Шерман, Норман Фредман - СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
        Процедура описана Бинг(Bing,1970) для использования в работе с ребенком 
или же со всей семьей. 
        В индивидуальной беседе ребенка просят выбрать определенное количество 
кукол, одевающихся на руку, из представленного ему набора, а затем, используя 
эти куклы, разыграть сказку так, как если бы она показывалась по телевизору. В 
то время как разыгрывается история, терапевт собирает свободные ассоциации к 
тому материалу, который содержится в пьесе, "интервьюируя" как кукол, так и 
кукловода. После "спектакля" психотерапевт беседует с ребенком по поводу 
сочиненной им истории и ее отношения к реальной жизненной ситуации. 
        Когда "кукольное интервью" проводится в рамках беседы с семьей, каждого 
ее члена сначала просят определить проблему так, как она видится с его точки 
зрения. Чаще всего, с согласия всей семьи, в качестве "проблемы" выступает один 
из ее членов - т.н. идентифицированный клиент. Дальнейший рост семьи по 
направлению к более функциональному состоянию заключается в том, что они должны 
взглянуть на себя как на систему взаимодействия, в которой каждый включен в 
деятельность каждого. 
        Объясняя процедуру проведения методики, терапевт просит семью немного 
поиграть и дает им корзину с игрушками. Семья рассматривает игрушки и выбирает 
те из них, которые кажутся наиболее привлекательными. Терапевт предупреждает 
семью о том, чтобы они не придавали большое значение формальному распределению 
ролей - им разрешается просто играть. В то время как члены семьи выбирают 
игрушки, терапевт наблюдает за их индивидуальным поведением, отмечая, какие 
именно игрушки выбираются, какие отвергаются и так далее. Иногда бывает так, 
что один из членов семьи выбирает игрушки для другого, как бы навязывая другому 
свой выбор, в то время как другие, кажется, ждут от близких подтверждений их 
выборов. Выбранные персонажи скорее всего отражают существенные моменты в жизни 
как самой личности, так и ее ближайшего окружения. То значение, которое имеет 
кукла для кукловода, может стать ясным непосредственно через взаимодействия и 
конфликты, представленные в истории, а также из хода обсуждения, которое будет 
иметь место сразу после представления. Во время этого обсуждения членов семьи 
попросят подумать над тем, каких кукол они выбрали и почему. 
        Когда куклы отложены и члены семьи возращаются в круг для обсуждения, 
их поощряют к тому, чтобы они давали ассоциации по поводу той истории, которую 
только что играли. Можно попросить, например, каждого члена семьи придумать 
название для истории, определить, в чем состоит ее главная тема, мораль, урок, 
который можно из нее извлечь, попытаться определить на месте какого из героев 
истории данный член семьи хотел бы оказаться больше всего и на месте какого - 
меньше всего. Членов семьи спрашивают также о том,в какой мере сыгранная 
история отражает реальную внутрисемейную ситуацию. После этого терапевт 
пытается помочь семье соединить сыгранную историю с теми вопросами, которые 
представляются значимыми для конфликтов, имеющих место в данной семье. 
        
        Пример. 
        
        Семья А. была выбрана для диагностического интервью на основе методики 
кукольного театра из-за того, что у родителей имела место тенденция 
интеллектуализировать и даже игнорировать свои чувства, особенно агрессивные. 
Семья молчаливо выслушала данные ей инструкции. Когда же были показаны куклы, 
Мистер А. попросил дополнительных пояснений: "Нам необходимо выбрать каких-то 
определенных кукол?"-спросил он. Когда же ему было сказано, что он может 
выбрать любые, какие ему нравятся, он тревожно обратился к терапевту со 
следующим вопросом: "Все это должно происходить без слов или как?" 
        В противоположность папиной тревожности, 12-ти летний Томми спокойно и 
методически пересмотрел игрушки и выбрал себе черта и скелета: "Я знаю, какая 
история у нас будет - Замок приведений - скелет и черт здесь очень даже 
пригодятся..." Его папа смеется: "О, неужели?" 
        Идентифицированный клиент, 10-летний Стефан, выбрал пирата с повязкой 
на глазу. Держа его на уровне своего лица он говорит: "Привет ребята, деньги на 
бочку!" и тихо смеется. 
        Мама выбрала двух пушистых игрушек, льва и собаку, и с отсутствующим 
взглядом, ожидая когда другие закончат отбор, потирает свое лицо мягкой 
игрушкой. "Лев, - говорит она, - совсем не злой, что же касается собаки, ... то 
она похожа на Джой, которая была у нас раньше, ее усыпили..." Когда мама 
говорит, слезы заволакивают ее глаза. 
        14-ти летняя Луиза лениво и вяло подошла к куклам и выбрала для себя 
королеву и ведьму, что, как позже оказалось, было связано с придуманной ею 
историей, в которой злая ведьма пытается убить снежную королеву из-за ревности 
к ее красоте - тема ревности и соперничества, как стало потом ясно, относилась 
к ее взаимоотношениям с матерью. 
        Папа выбирал последним - он остановился на двух женщинах и при этом 
подчеркнул, что они "добрые", не придираются к другим, у них заботливые глаза, 
бывает, что они шутят, но шутки у них милые, а вовсе не злые". 
        Несмотря на огромные усилия родителей, направленные на то, чтобы 
осуществлять контроль за характером развертываемого действия и не позволять 
никаким знакам конфликта проникнуть в разыгрываемую пьесу, детям удалось 
сыграть историю, полную гнева, борьбы и агрессивности, направленных как на 
других, так и на себя. За таким родительским отношением с очевидностью можно 
усмотреть страх агрессивности, попытки контролировать процесс представления, а 
также сам сценарий разыгрываемой пьесы. 
        Для последующего обсуждения были выбраны следующие вопросы:1.Есть ли у 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-