|
сексуальность передаются из поколения в поколение неизменными, однако многие
современные представления резко отличаются от прежних.
Древние времена
Хотя мы располагаем письменными историческими памятниками, возраст которых
достигает почти 5000 лет, информации о сексуальном поведении и отношении к
сексу в
разных обществах ранее первого тысячелетия до Р.Х. в них очень мало. Из
имеющихся
данных явствует, что уже в те времена существовал четкий запрет на браки между
близкими родственниками (Tannahill, 1980), а женщина считалась собственностью,
используемой для удовлетворения сексуальных потребностей и для продолжения рода
(Bullough, 1976). Мужчины могли иметь много женщин, проституция была широко
распространена, и секс воспринимался как неотъемлемый атрибут жизни.
С возникновением иудаизма стала проявляться интересная неоднозначность в
отношении
к сексу. В первых пяти книгах Ветхого завета содержатся правила сексуального
поведения: адюльтер запрещен (об этом гласит одна из Десяти заповедей), а
гомосексуализм строго осуждается (Левит 18:20, Левит 21:13). В то же время секс
признается созидательной и доставляющей наслаждение силой, как это описано в
Песни
песней. Таким образом, секс не считался безусловным злом и его роль не
ограничивалась
одним лишь воспроизведением.
В отличие от этого в древней Греции к некоторым формам мужской
гомосексуальности
относились не только терпимо, но и восторженно. Сексуальные отношения между
взрослым мужчиной и мальчиком, достигшим половой зрелости, были широко
распространены и обычно сопровождались заботой старшего о нравственном и
интеллектуальном развитии юноши (Bullough, 1976; Karlen, 1980; Tannahill, 1980).
Если,
однако, эти отношения ограничивались только сексом, они не одобрялись, так же
как и
гомосексуальная связь между взрослыми мужчинами. А гомосексуальные контакты
между взрослыми мужчинами и мальчиками, не достигшими половой зрелости, были
запрещены законом. Браку и семье придавалось большое значение, но в то же время
женщины были гражданами второго сорта, если их вообще можно было считать
гражданами: "В Афинах женщины имели не больше политических прав, чем рабы; на
протяжении всей своей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего
родственника мужского пола... Как и во всех других местах в первом тысячелетии
до Р.Х.,
женщины составляли часть личного движимого имущества, хотя некоторые из них
были
незаурядными личностями. Для древних греков женщина (независимо от возраста и
семейного положения) - это всего лишь "гина", т.е. производительница детей
(Tannahill,
1980).
На заре христианства отношение к сексуальности представляло собой смешение
принятого у греков и у евреев. В отличие от иудаизма, который не отделял
физическую
любовь от духовной, христианское учение заимствовало у греков разграничение
между
"эросом", или плотской любовью, и "агапе", - духовной, нетелесной любовью
(Gordis,
1977). Баллох (Ballough, 1976) пишет, что эпоха эллинизма в Греции (начавшаяся
в 323 г.
до Р.Х.) была отмечена отрицанием плотских удовольствий в пользу развития
духовности.
Это вместе с описанным в Новом завете неизбежным концом света заставило
христианскую религию превозносить безбрачие, несмотря на то, что св. Павел
писал:
"хотя хорошо человеку не касаться женщины... лучше вступить в брак, чем
разжигаться"
(Первое послание к коринфянам, 7:1-9).
К концу IV в. нашей эры, несмотря на существование небольших групп христиан,
придерживавшихся менее жестких взглядов на сексуальность, отношение к ней
церкви в
целом было явно негативным, что ярко отразилось в писаниях одного из отцов
церкви
Блаженного Августина, который, прежде чем отрешиться от мирских утех,
предавался
разнообразным страстям. В "Исповеди" Августин обличал себя в резких словах: "Я
загрязнил реку дружбы мерзостью распутства и замутил ее прозрачные воды адской
черной рекой вожделения" (Исповеди, Книга III:I). Он считал, что вожделение -
это
результат грехопадения Адама и Евы в райском саду, которое отторгнуло людей от
|
|