|
искаженный образ женской сексуальности.
Присутствующий во многих музыкальных видеоклипах эпизод, в котором женщины
поначалу отвергают мужчин, является лишь фасадом. На самом же деле женщина
всегда подразумевает ответ «да»; она постоянно на взводе и готова на все, после
того как с нее спадает ее притворная холодность. В сценариях некоторых клипов
присутствуют имитации группового изнасилования, изображаемые таким образом, что
эти насильственные сцены кажутся нам почти «нормальными». Тексты песен
изобилуют образами насилия, являющимися метафорой сексуальных контактов и
фактически превратившимися в расхожий набор штампов (Samuels et al., 2000).
Так, в песне группы Motley Crew «Десять секунд на любовь» мы слышим:
«Получше начисти мой пистолет... и я спущу курок еще разок, мое дуло еще не
остыло». Или в песне Грейта Уайта «На твоих коленях»: «Я хочу засадить в тебя
свою любовь, хочу пригвоздить твою задницу к полу»... Это лишь немногие из
многочисленных примеров, в которых ружья, ножи, мечи и стальные прутья
символизируют пенис в половых актах, наполненных насилием и болью (Gore, 1987).
Встречаются и еще более откровенные тексты песен, описывающие сцены
сексуального насилия: «Я свалю тебя на пол и буду долго трахать, раздолбаю твою
киску, а затем сломаю тебе хребет» — поет рэп-группа 2 Live Crew (Will, 1999).
В некоторых песнях, таких как, например, работа Эминема «Ким», где он поет, как
перерезает горло своей жене и запихивает ее труп в багажник своей машины,
прославляются женоненавистничество и жестокость (Samuels et al., 2000;
Turnquist & Allen, 2000).
Музыкальные видеоклипы выступают прежде всего в качестве рекламы новых
альбомов на компакт-дисках и кассетах. Сексуальные образы насилия и жестокие
акты, подобные описанным выше, служат главным средством привлечения внимания к
видеоклипам, ориентированным в основном на молодежь (Ali, 2000). Характер
сексуальных взаимодействий между мужчинами и женщинами в видеоклипах является
выражением похоти, а не любви, импульсивности, а не терпимости, агрессии, а не
нежности, и навязчивости, а не уважения. Это заставляет задуматься о том, какое
негативное влияние оказывает такая продукция на молодых людей, которые должны
научиться здоровым отношениям (Wyatt, 1997). Результаты исследований, изучающих
воздействие музыкальных видеоклипов, усиливают эту тревогу.
Было проведено исследование с участием студентов колледжа. В итоге было
обнаружено, что те из них, кому в течение 10 минут показывался видеоклип,
насыщенный стереотипными сексуальными и гендерными образами, охотнее
соглашались с провокационными точками зрения, которые описывали отношения между
мужчинами и женщинами как враждебные и эксплуататорские. Например, с таким
утверждением, как: «Женщины ведут себя как шелковые лишь до тех пор, пока не
поймают мужчину, а затем-то и проявляется их истинная сущность». Участники же
контрольной группы, которым показывалась запись концерта той же группы, не
содержащая стереотипных сексуальных и гендерных образов (Kalof, 1999), реже
поддерживали подобные заявления. Девушки, которым показывались видеоклипы
рэп-групп, изображающие женщин в подчиненном положении, значительно терпимее
отзывались о насилии на свиданиях подростков, чем те, кому не показывались
подобные клипы (Johnson et al., 1995). Вывод: частый просмотр видеоклипов,
включающих такие стереотипные образы, может способствовать обострению
гендерного антагонизма среди молодых людей (Kalof, 1999).
(Источник: из Jhally, 1991.)
---
Передачи теленовостей вошли в новую фазу благодаря публичному освещению
скандала Клинтона и Левински. Шокирующее поначалу слово пенис, открытое
упоминание орального секса и обсуждение нетипичного использования сигар
практически полностью захлестнули теленовости, пока зрители не утратили всякую
восприимчивость к подобным материалам. Боб Доул в своих рекламных роликах,
спонсируемых производителями «Виагры», открыл эру дискуссий на тему ДЭ
(дисфункций эрекции).
Тридцать миллионов американцев признаются в том, что смотрят мыльные оперы.
Если мы присоединимся к ним, то увидим перед собой ярчайшие примеры сексуальных
интриг на почве измен, обмана, мести и насилия. В среднем количество половых
актов в течение часа в популярных мыльных операх колеблется от шести до десяти
в зависимости от типа передачи (Greenberg & Busselle, 1996). Предметами ток-шоу
часто становятся такие темы, как «Беременные экзотические танцовщицы», «Любовь
между двоюродными братьями и сестрами» или «Увековеченные видеосъемкой в
компрометирующих позициях». Не стоит и говорить о безграничных возможностях
преподнесения откровенных сексуальных сцен по кабельному и спутниковому
телевидению. Так, изобилует сексуальными образами музыкальный канал MTV, о
котором пойдет речь во вставке под рубрикой «На грани».
В то же время телевидение сыграло не последнюю роль в преодолении культурно
обусловленных табу, касающихся ряда деликатных вопросов. Дневным ток-шоу,
конечно же, свойственна преувеличенная скандальность в отражении сексуальных
тем. Но тем не менее они действительно открывают перед нами бесконечное
разнообразие человеческих сексуальных проявлений. Телепрограммы и ток-шоу,
посвященные инцесту, изнасилованию и абортам, способствовали снятию с этих тем
клейма запретности (American Academy of Pediatrics, 2001). Организация под
названием «Медиа-Проект» путем сотрудничества с телеиндустрией добивается
включения в работу телевещательных каналов реалистической информации о
сексуальности и ответственности граждан. К числу достижений «Проекта» относится
показ эпизодов в передаче «Счастье» (Felicity), посвященных изнасилованию на
свиданиях, безопасному сексу и правильному использованию презервативов.
«Медиа-Проект» также является спонсором ежегодной премии SHINE («БЛЕСК», Sexual
|
|