|
до или после смерти прародителей.
На ожидания родителей от конкретного ребенка существенное влияние оказывает
процесс “родительского проектирования”, обстановка в семье на момент его
рождения и особенно качество супружеских отношений в этот период. Ребенок,
рожденный в “хороший” период брака, когда отношения родителей не были омрачены
конфликтами, имеет большие шансы быть любимым ими.
И наоборот, ребенок, родившийся “не вовремя”, когда семья не была к этому
готова, может нести на себе печать отвержения. Например, в одной семье
эмоциональное дистанцирование и ревность матери к дочери были заданы тем, что в
период ее беременности этим ребенком открылась измена мужа. И хотя мать
старалась одинаково относиться ко всем детям, не пережитая обида на мужа влияла
на ее отношение к этой конкретной девочке (см. также главу 4, случай семьи Д).
3) Повторение паттернов функционирования
в следующих поколениях
Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические
симптомы, насилие и суициды, нередко повторяются из поколения в поколение.
Узнавание и исследование таких паттернов может помочь семье понять, какие
способы адаптации она использует, и избежать повторения неприятных моделей в
настоящем и их перехода в будущее, освоив другие способы совладания с ситуацией.
Наследие “семейных программ” может оказывать серьезное влияние на ожидание и
выборы в настоящем. Так, например, женщина, происходящая из семьи, где в
нескольких поколениях были разводы, может воспринимать развод почти как норму.
Выбор жизненного пути может также отталкиваться от жизненного опыта и интересов
предыдущих поколений. Проиллюстрируем это на историческом примере, используя
генограмму семьи Карла Густава Юнга (см. рис. 2.4.5).
На генограмме видно, что отец Юнга, два брата отца, все шесть братьев матери,
дедушка матери и три брата дедушки матери были священниками. Можно отметить
также, что дедушка, в честь которого Юнг был назван, и прадедушка по отцовской
линии были врачами. Кроме того, несколько членов его семьи верили в оккультные
феномены — его мать, дедушка матери и его кузина, Елена Прейсверк, которая
утверждала, что является медиумом (в юности Юнг принимал участие в ее сеансах).
Предполагается также, что мать Юнга и его бабушка по отцовской линии страдали
психическими расстройствами. Таким образом, то, что Юнг стал врачом-психиатром
и испытывал глубокий интерес к религии и сверхестественному, весьма
соответствует господствующим паттернам в его семье [McGoldrick, Gerson, 1985].
4) Триангулирование как модель
передачи паттернов взаимоотношений
в последующие поколения
Несмотря на огромную сложность и разнообразие семейных взаимодействий,
меняющихся со временем, изучение семейной истории позволяет проследить
трансляцию определенных моделей взаимоотношений в последующие поколения.
Особенно удобно это делать с помощью генограммы.
Очевидно, что наименьшая человеческая система состоит из двух человек.
Анализируя генограмму, можно заметить повторение диадических взаимоотношений.
Так, на рис. 2.4.6 показано, что сыновья в каждом поколении имеют конфликтные
взаимоотношения со своими отцами и близкие — с матерями, в то время как дочери,
наоборот — конфликтные с матерями и близкие с отцами. Все супруги имеют
дистантные или конфликтные взаимоотношения друг с другом. Другими словами,
существует комплементарный паттерн супружеского дистанцирования, конфликтов
между лицами того же пола и альянс между лицами разных полов в двух поколениях.
Следовательно, можно предположить, что сын и дочь в третьем поколении повторят
эту модель дистанцированного брака, конфликты с детьми того же пола и близость
с детьми противоположного пола.
Более сложный уровень анализа, соответствующий системному подходу, предлагает
связывать эти диадические взаимоотношения и рассматривать их как функцию других
отношений, исследуя таким образом семейные треугольники (см. параграфы 2.1.3 —
2.1.5). С этой точки зрения дистанцирование отца и матери может быть функцией
его близости с дочерью и конфликта матери с дочерью. Такую же гипотезу можно
выдвинуть для любых трех человек из этой системы. Диадическое существование
неустойчиво и имеет тенденцию втягивать третьего члена, стабилизируя
взаимоотношения диады. Системные теоретики, начиная с Боуэна, считают
триангулирование основным механизмом передачи паттернов взаимоотношений в
последующие поколения. В таком случае одной из основных терапевтических
стратегий является отмена паттерна треугольника и помощь в решении проблем
диады напрямую друг с другом. Один из фрагментов помощи семье в данном примере
мог бы заключаться в установлении близких взаимоотношений дочери с матерью,
даже если ее отец, с которым дочь была близка, находится в конфликте с ее
матерью (возможно, опасение не быть лояльной к отцу мешает дочери проделать это
самой). Если бы дочь смогла этого достичь, вероятность ее хронических
конфликтов, в свою очередь, со своей дочерью в новом поколении сильно
уменьшилась бы. Кроме того, это внесло бы изменение и во взаимоотношения
супругов.
Проиллюстрируем процесс триангулирования коротким примером из терапевтической
практики (см. рис. 2.4.7).
Женщина 26 лет, назовем ее Варя, выходит замуж за мужчину, который старше ее на
10 лет и очень привязан к своей двенадцатилетней дочери от первого брака. Мать
девочки бросила ее на мужа и ушла к другому.
Выходя замуж, Варя фактически воспроизводит треугольник, существовавший в доме
ее родителей. Она была старшей дочерью в семье, ответственной, исполнительной
|
|