|
безнравственными и вредными, но без фантазии и творческого воображения,
обгоняющего реальность, не обходится никакая человеческая деятельность. Не
представляет исключения и сексуальность.
Сущность и смысл сексуальности пытаются раскрыть различные ее концепции.
Однако эволюционные концепции не могут разъяснить, как в процессе эволюции
возникает «сексуальное сознание»: теологические — объясняют смысл и цель жизни
(в том числе и сексуальности) посмертным вознаграждением; психоаналитические
(Ференца, Фромма и др.) — объясняют смысл и цель сексуальности категориями
стремления к возвращению утраченного единства с окружающей средой, однако смысл
и цель этого неподвластны сознанию человека. Подобное же содержание, хотя и в
скрытой форме, заключается и в других концепциях, например, в тантризме, в
индийской философии; бихевиористские, — несмотря на то, что они повсеместно
принимаются для объяснения причин сексуальных расстройств и их лечения,
исследуют различные формы сексуального поведения, они также не дают ответа на
вопрос о смысле и ценности сексуального поведения.
Общественное происхождение в исторической эволюции сексуальности и ее
утилитарные функции позволяют рассматривать ее в рамках различных категорий
ценностей. Согласно Травински (1977), этими ценностями являются: а) витальная,
рассматриваемая в аспекте здоровья и энергетическом; б) культурная,
сформированная историческими традициями; в) моральная, т. е. относящаяся к
этической и правовой системам; г) личностная, связанная со знанием человека о
самом себе и о различном значении отдельных форм сексуальной активности.
Иерархия ценности сексуальности для человека меняется в зависимости от степени
развития личности и накопленного жизненного опыта, изменения мировоззрения, от
индивидуальных черт (особенности темперамента, выраженность сексуальной
потребности), а также, от возраста. Кроме того, она зависит от степени
выраженности других потребностей, интересов и богатства внутреннего мира,
например, от стремления к власти, лидерству и т. п., которое, будучи выраженным
достаточно сильно, может изменить иерархию ценностей в ущерб сексуальной
потребности.
18
Определенное влияние на ценность сексуальности оказывает весь комплекс
социальных перемен, в частности, процесс популяризации, либерализации, а также
колебания в сфере оценки других ценностей, связанных с сексуальностью, таких,
как здоровье, успех, удовлетворенность жизнью. В последние годы ведется
дискуссия о возможности и целенаправленности изменения традиционного подхода к
сексуальности. Высказываются мнения о том, что необходимо создание типологии
подхода человека к сексуальности, а также о том, что должна существовать не
только одна общеобязательная модель сексуальности.
Среди множества других взглядов на эту проблему существует мнение, согласно
которому общество должно осознать относительную автономность сексуальности,
относительную независимость ее от остальной жизни, невозможность ее этической
оценки и увязывания с трансцендентными и религиозными ценностями, т. е.
признать ее относительную автономию, подобно тому, как это имеет место в
отношении питания и сна. В будущем, при условии принятия такой типологии,
большое значение имел бы выбор партнеров, проявляющих сходное отношение к
сексуальности. Так если человек с определенными взглядами встречает партнера,
который от сексуальных контактов ожидает чего-то совершенно иного (понимания,
единства), то это может быть причиной фрустраций и конфликтов.
Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого
организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Правильное
функционирование применительно к сексуальной потребности касается развития
человека и оптимального поведения с целью самосохранения и сохранения себя как
вида. Сексуальная напряженность, возникающая в организме, может быть устранена
при правильном ее распознавании и умении избежать ее. В связи с этим
рассматриваются процессы конкретизации, ментализации и социализации сексуальной
потребности. Конкретизация сексуальной потребности заключается в том, что по
мере приобретения сексуального опыта человек отказывается от неэффективных
способов поведения в пользу дающих удовлетворение. Ментализация потребности
проявляется в том, что в сознании отражается факт существования сексуальной
потребности и способов ее удовлетворения. Социализация сексуальной потребности
выражается в подчинении характера сексуального поведения иерархии ценностей,
принятых в данном обществе.
Сексуальная потребность подвержена эволюции в процессе онтогенетического
развития, в соответствии с биологическими закона-
19
ми, относящимися к возрасту человека, хотя при этом большую роль играют
психические и социокультурные факторы. Для удовлетворения сексуальной
потребности большое значение имеет степень ее интеграции с потребностью в
эмоциональном контакте. У человека с момента его рождения имеются
нейрофизиологические механизмы, необходимые для сексуальных реакций. Однако
осознание сексуальности, как и принадлежность к определенному полу, половая
роль и направленность сексуальной потребности определяются главным образом под
влиянием средовых факторов. На развитие сексуальной потребности большое влияние
оказывают также несексуальные черты личности, прежде всего потому, что в
процессе ее развития они возникают раньше. Они формируются с момента рождения и
к наступлению периода созревания достигают определенной (хотя обычно неполной)
степени зрелости. На них наслаивается резко возрастающая в период созревания
|
|