|
устойчивых и поляризованных стереотипов как муж и отец, а как мужчинам — жены и
матери.
В религиозном символизме средневековья сексуальные функции получают
моральную оценку греховности и нечистоты. Аскетический принцип ограничения
сексуального влечения возводится в абсолютный моральный идеал. Отношение к
сексуальной жизни становится однозначно негативным, но полного запрета на нее
не налагалось из-за необходимости продолжения рода. Абсолютное подчинение
сексуального влечения собственной воле рассматривалось как высшая степень
совершенства личности. Возможность полового сношения допускалась только с целью
оплодотворения, все прочие проявления сексуальной жизни решительно осуждались.
Психологический аспект культурного символизма и некоторые исторические
сведения, рассматриваемые нами, ограничены кругом проблем и лишь некоторых
вопросов сексуальности человека. В первую очередь это вопрос о мужской и
женской сексуальности, андрогинии, гомосексуальной половой ориентации. Без
рассмотрения остались некоторые другие вопросы. В первую очередь понятия любви
и брака. Более подробно мы остановимся на его изложении в последующих разделах.
***********
История учит нас, что отношение к сексу, эталоны сексуального поведения,
способы выражения эротических переживаний сильно варьируют в разное
историческое время в разных культурах и разных странах. Возникшая в начале XX в.
наука сексология, начиная с работ Рихарда Крафт-Эбинга, Августа Фореля,
Альберта Моля, Магнуса Хиршфельда, Зигмунда Фрейда, Ивана Блоха, Генри Хэвлока
Эллиса, Теодор Хендрик Ван де Велде, Альфред Кинзи, Ганс Гизе оказала огромное
влияние на формирование современных представлений о сексе и сексуальности.
Следует остерегаться слишком упрощенной интерпретации сексуального
поведения. Для понимания сексуальности и сексуального поведения необходимо
иметь ясные и четкие представления о силах, формирующих отношение к сексу в
рамках одной культуры, нации, в социальных группах, как в современный период,
так и на протяжении исторического развития человечества. К. Имелинский выделил
четыре периода развития сексологических знаний: 1) доисторический период,
характеризующийся немногочисленными сведениями о сексуальной жизни доистори-
38
ческих людей; 2) период наблюдения и донаучных исследований, закончившийся на
рубеже XVIII-XIX веков; 3) период досексоло-гических знаний, когда сексология
не была выделена из других наук; 4) период сексологических знаний, во время
которого сексология в результате развития научной методологии и теоретических
основ, выделилась в самостоятельную науку. В отечественной литературе истории
сексологических знаний посвящены публикации Г.С. Васильченко, И.С. Кона, Л.М.
Щеглова. Ими выделяются: период первобытных ритуалов и мифов, период наблюдений
и описаний, клинический период, статистический период, психофизиологический
период.
Для мифологического сознания характерна идея разделения целого на мужское и
женское, находящее в оппозиции или представленное бинарно. Согласно
мифологическим представлениям мужское и женское начало в единении порождают
жизнь. В мифологическом символизме также имеет место и идея андрогинии
(двуполости). Ей присущи представления о равновесии мужского и женского начал,
гармоничном их сочетании. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая,
что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных
архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и
настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному,
способность любить, чувство природы и т. п., и «дух» (анимус),
персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное действие,
духовную глубину и рациональность. Только сочетание души и духа обеспечивает
гармоническое развитие индивида. Идея андрогинии также связана и с понятием
бесполости, т.е. не относящемуся ни мужскому, ни к женскому. Эта идея положена
в основу обрядов инициации, цель которых путем символической инверсии и других
ритуалов обрести свой индивидуальный пол — мужской или женский и
соответствующие ему признаки. Древние греки и римляне за женским началом
закрепляли пассивность, за мужским - активность. Они противопоставляли фаллос
(fascinus) всем отверстиям (spintrias) человеческого тела.
В культурном символизме мужские гениталии, особенно половой член, чаще
всего, символизировали силу, могущество, власть, общее одухотворяющее, но не
обязательно детородное начало. Семя считается воплощением и источником
жизненной силы, а его утрата связывается со склонностью к заболеваниям и
угасанию. Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид
которого, согласно верованиям многих народов,
39
должен внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии (в литературе
иногда используется в качестве их обобщенного названия слово «cunnus" или
древнеиндийское «йони», что буквально значит «источник») обычно описываются в
мифологиях как таинственное и темное начало, таящее в себе опасность и угрозу
смерти. Для символизма характерна не только гениталь-ная символика, но и
отождествление фемининной роли с подчиненным, а маскулинной — с господствующим
положением.
Однако признаки пола, сами по себе, не определяют силы, характера и
направленности сексуального влечения, стремления к духовной и физической
близости. С древних времен человечество знакомо не только с гетеросексуальным,
но и гомосексуальным поведением. В некоторых обществах некоторые формы
|
|