|
ствующего в себе призвание к выполнению духовной миссии
возрождения человечества. Языком эзотерической науки можно сказать, что такой
человек, дабы стать проводником возвышенных духовных сил, должен обладать
высокоразвитым телом на Шестом Плане, поскольку работает с силами этого Плана,
а получить адекватное выражение они могут только через высоко организованную
форму. Если этот человек удовольствуется ролью живущего в уединении подвижника,
то путем общения с Божественной Жизнью он сможет взойти на очень высокий
уровень развития, однако ни в жизни своей расы, ни в своей эпохе не оставит по
себе никакого следа. На внешний мир он не окажет никакого влияния.
Если же он посвятит себя трудам во внешнем мире, чтобы воздействовать на
духовную жизнь своих собратьев, то нетрудно заметить, что вокруг него немедля
соберется небольшая группа учеников, с которыми его будут связывать отношения
несколько иного рода, чем с рядовыми последователями. Тем он лишь отдает,
никогда не прося и не получая ничего взамен. Но от своих учеников он пребывает
в особой и сокровенной зависимости, вряд ли понимаемой во внешнем мире. Хотя
ученики находятся на более низком духовном уровне, чем он сам, он все же
полагается на них и глубоко страдает от любого отступничества.
Эти ученики могут быть и мужчинами и женщинами, — пол здесь значения не
имеет. Все, что от них требуется, — это глубокое сочувственное единение со
своим учителем и уровень духовного развития, близкий к его собственному. И
тогда можно будет увидеть, что эта маленькая группа функционирует как единый
организм в центре духовного движения. В дальнейшем в мир отправятся миссионеры,
чтобы проповедовать учение Мастера, и можно будет заметить, что они
отправляются в мир парами, чтобы помогать друг другу.
В этом взаимодействии между сильной позитивной натурой, действующей в
качестве проводника для могучей одухотворяющей силы, и не столь сильными,
относительно негативными натурами, которые принимают в себя эту силу,
ученые-эзотеристы увидели бы Божественную жизненную силу, действующую по
законам полярности.
Любопытное подтверждение вышесказанного можно обнаружить в том явлении,
которое нередко случается при обращении к духовным силам. Не один религиозный
проповедник спотыкался о камень чувственности, а те, кто успешно провел ладью
жизни по узкому проливу добродетели, оставили в своих жизнеописаниях записи,
повествующие о тяжкой борьбе, предшествовавшей окончательной победе. Они были
«искушаемы от Диавола» в той степени, от которой избавлен простой смертный.
Их чувственная природа, судя по тем видениям и мыслям, которые неотвязно их
преследовали, должно быть, не уступала по своей силе их духовной природе, и
совладать с нею можно было лишь с помощью сурового аскетизма. Следовательно,
умерщвление плоти и воздержание от всех возможных стимулов, пробуждающих
плотские желания, является непременным условием высших форм религиозного
подвижничества.
Некоторые психологи видят в этих общеизвестных феноменах еще одно
доказательство того, что «основой всего является секс», и рассматривают
религиозные чувства как сублимацию чувств сексуальных, полагая, что с духовной
жизнью покончено раз и навсегда, коль скоро доказана ее взаимосвязь с
сексуальной жизнью.
Эзотеристы, однако, рассматривают это явление с иной точки зрения. Они
полагают, что оба эти типа жизнедеятельности суть проявления одной и той же
силы, — чистой, преисполненной высочайшей святости божественной силы, и что
форма, которую принимает эта сила, определяется тем механизмом, посредством
которого она действует.
Скажем, если эта сила проходит через форму тела Шестого Плана, то она
проявляет себя как духовная страсть и динамическая энергия и будет
воздействовать на духовную природу тех, с кем она вступает в контакт. Если же
эта сила проходит через ментальное тело, то результатом будет творческий
интеллект, а если через физическое тело, то это будет сексуальная энергия в
обычном смысле этого слова.
Эзотеристы, однако, считают, что где бы эта сила ни проходила, она везде и
повсюду остается одной и той же, и ее конечное проявление в рождении потомства
ни в коей мере ее не принижает. Напротив, то что эта изначально божественная
сила направляется на деторождение, делает само деторождение актом божественным
и священным.
И все же в общепринятом и особенно в теологическом представлении,
напуганном широко известным явлением чувственности мистики, жизненная сила в ее
проявлениях на Физическом Плане ни в коей мере не почитается святыней, но
скорее считается проявлением низменной стороны нашей натуры, ведущей постоянную
борьбу с нашей духовной сущностью.
Есть, впрочем, отдельные религиозные подвижники, глубокие знатоки
человеческой натуры, которым хватает проницательности понять, что все это суть
различные аспекты одного и того же. Когда религиозный наставник теряет доброе
имя из-за чрезмерной чувственности, то принято считать, что жизни этого
человека как его духовной силе неизбежно приходит конец.
И, должно быть, это так и есть, поскольку если столь могучие силы, с
которыми он имеет дело, вырвались из-под его контроля на Физический План, то
вряд ли после такого взрыва ему удастся вернуть их обратно в предназначенный
для них канал. Все его дамбы могли быть начисто сметены, и может статься, что
он уже никогда не сумеет сконцентрировать ту энергию, посредством которой
вершится его труд.
И все же сила, сметающая преграды, есть все та же духовная сила, а вовсе не
силы преисподней. Громадная космическая энергия, которую этот человек направил
по каналу своей индивидуализованной сущности, оказалась, говоря метафорически,
под гораздо большим напря
|
|