|
е способны
функционировать субъективно. Большой редкостью является развитое тело Пятого
Плана, наделенное способностью к абстрактному мышлению; и еще реже можно
встретить подлинное развитие духовной природы, которое не следует смешивать с
эмоциональными идеалами, присущими Третьему Плану, нередко ошибочно
принимаемыми за истинную духовность.
Однако у людей более высокоразвитых мы можем наблюдать развитие одного или
нескольких тонких тел, дающих им возможность воспринимать окружающее через
непосредственное осознание, в отличие от подсознательных впечатлений, как это
происходит у человека неразвитого. Поэтому вместо того, чтобы ощущать на себе
подсознательное воздействие эмоционального состояния окружающих, «не понимая,
что с ним происходит», как это обычно бывает, развитый человек полностью
осознает состояние и чувства своих близких.
Эволюция постепенно развивает тонкие тела, как это доказывает факт
существования телепатии, которая в своих простейших проявлениях становится все
более обычным делом.
Недостаточно пока уяснен тот факт человеческой природы, что хотя синтез
всех состояний сознания является наивысшей формой бытия, однако вполне возможно
сконцентрироваться на каком-нибудь одном состоянии сознания, тем самым
ограничив внимание одним лишь этим состоянием, и таким способом воспринимать
как обособленный мир тот План Проявления, которому оно отвечает.
В таких случаях говорят, что человек «функционирует в своем астральном теле
на Третьем Плане», либо в своем конкретном разуме на Пятом Плане. При этом
физическая форма, вследствие отделения сознания от нервной системы, пребывает в
состоянии транса.
Те, кто обладает необходимыми познаниями, намеренно вводят себя в транс,
чтобы достигнуть сознанием тех Планов, вступить в контакт с которыми на их
нынешнем этапе развития по-иному невозможно. В то же время мы мало отдаем себе
отчет в том, до какой степени непроизвольно расширяется во сне сознание у тех
людей, которые хоть на малую толику превзошли в своем развитии средний уровень.
Впрочем, истинная цель эволюции заключается не в отделении сознания, но в
его корреляции с подсознанием; и метод транса с целью выхода за пределы
физического сознания является лишь временным средством.
Глава 7 ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Эзотерическая наука провозглашает, что жизнь вечна. Основная ее идея
заключена в слове Реинкарнация, которое означает непреходящую единицу бытия,
последовательно сменяющую одно смертное тело за другим.
Чтобы придать этой концепции большую ясность, следует отметить, что
Индивидуальность и Личность суть два различных аспекта человека.
Индивидуальность состоит из трех высших тел — искры чистого духа на Седьмом
Плане, конкретизированной духовной природы на Шестом Плане, и абстрактного
разума — на Пятом. Все они, получив свое развитие, остаются непреходящими в
ходе всей эволюции и впоследствии поглощаются обратно в Бесконечность как
организованные центры излучения.
Четыре низших тела — конкретная ментальность, эмоциональная природа,
пассионарная природа и физическое тело — рассматриваются как преходящие
наслоения субстанции соответствующих Планов, используемые Индивидуальностью в
качестве оболочки. В совокупности они и составляют Личность.
Личность создается с тем, чтобы дать возможность Индивидуальности, которая
бесформенна по своей природе, обрести опыт в мире форм. По мере обветшания и
утраты полезности она отбрасывается прочь. Усвоенный же ею опыт накапливается
Индивидуальностью, проходящей многовековой путь развития, тогда как
бесчисленные связанные с нею Личности вырастают, функционируют, стареют и
умирают.
Однако, поскольку каждая Личность создается Индивидуальностью, ступившей на
новую ступень прогресса, она оказывается более развитой, чем ее предшественница.
Таким образом, можно сказать, что Индивидуальность — это Единица Эволюции,
а Личность — Единица Инкарнации.
На доктрине реинкарнации основана и эзотерическая теория Судьбы. Следует
отметить, что термин «Судьба» синонимичен понятию Кармы, которым оперируют
Восточные школы.
Судьба человека представляет собой ту общую совокупность мотивов,
порожденных им в течение минувших жизней, которая определяет условия жизни
нынешней. Однако модифицирующим актом воли человек постоянно вводит в свою
жизнь все новые мотивы, вследствие чего Судьба (Фатум) не является такой
неизбежностью, какой ее представляет экзотерическое мышление, и выступает
скорее обусловливающим, нежели определяющим фактором.
Действительно, бывает, что некоторые мотивы, порожденные в прошлом, могут
оказаться столь мощными, что изменить их невозможно никакими усилиями воли, и
они продолжают действовать, пока полностью не исчерпается их сила. Но усилием
собственной воли человек может управлять своей реакцией на эти мотивы — выйдет
ли он из испытаний сломленным или очищенным, будет ли вознесен к вершинам
удачно использованной возможностью, или повергнут в прах, злоупотребив ею.
Таким образом, эзотерическая наука учит, что хотя человек и вынужден решать
свои проблемы в рамках тех условий, в которых он оказывается в каждой отдельно
взятой жизни в пределах сравнительно краткого отрезка времени, и даже если в
свободе воле ему отказано, он волен так определять мотивы, которые перейдут в
его будущее, что сможет стать таким, каким пожелает.
Глава 8 ЭВОЛЮЦИЯ И ИНИЦИ
|
|