|
святые говорили, что Эго укрепляется развитием интеллекта. Если человек хочет
преодолеть свою эгоистичность, отказаться от Эго, то в этом ему не следует
полагаться на разум. Разум - это инструмент фиксации, утверждения своей
обособленности, формирования своей отдельности.
В символическом поле Нептуна также находится религия "нисудх". Важность или
неважность чего-то мы определяем с позиций Эго: приятно или неприятно, больно
или не больно и т.д. Путь к освобождению от Эго лежит через осознание "нисудх"
(не важно). Как только с нами случается что-то хорошее, мы должны вспомнить
нисудх. Случись что-то плохое - опять нисудх. Это слово является противоядием
эгоизму. Оно нептуниански растворяет рамки личностной обособленности. Подобно
кислоте, слово нисудх разъедает стенки Эго и объединяет человека с миром.
Кто-то кого-то съел - нисудх. Кто-то кого-то родил - нисудх. Это вовсе не
толкает человека на тотальное равнодушие. Это - лекарство против чрезмерного
важничанья и придания чему-то очень высокого статуса с позиций Эго. Нисудх
ликвидирует чрезмерные эмоциональные напряжения, провоцируемые Эго, и
освобождает от цепей привязанностей.
Центральные понятия Манназ - скромность и смирение. Манназ символизирует не
только предоставление помощи, но умение ее принимать.
Люди нередко испытывают какую-то странную гордость, когда им везет. Гордость
оправдана, если ты, например, для кого-то что-то сделал: "Вот какой я большой,
влиятельный, раздаривающий." Или же в случае противостояния: "Ух, какой я
сильный, попробуй меня съесть!" Но совершенно непонятна гордость, когда
человеку повезло: выиграл в лотерею, получил подарок, удачно построил карьеру.
Манназ требует, чтобы принятие помощи было смиренным. Человек должен понимать,
что принимающий, т.е. он, не заслуживает помощи, ибо она всегда является чудом.
И любая удача тоже есть чудо. Человек счастлив тогда, когда между ним и миром
не существует экономических отношений: ты - мне, я - тебе. Когда же он начинает
раскладывать отношения с миром на калькуляторе, то есть вмешивать рассудок в
живой, непредсказуемый, неконтролируемый поток обмена со средой, то он
становится несчастным.
Человек несчастлив, когда получает слишком многое, потому что в нем поселяется
страх, что этот рог изобилия отберут. И человек также несчастлив, когда
получает (по его представлениям) слишком мало. Его интересует, где же все
остальное? Однако никогда не узнать, сколько тебе положено. В природе нет
большого компьютера, который подсчитывает грехи в прошлой жизни и выдает на
дисплей меру расплаты или воздаяния. На самом деле все это - нисудх. В природе
происходит какой-то тотальный, всеобъемлющий, живой обмен, где никто не считает,
кому и сколько досталось.
Эта великая ложь эгоистов вкралась в теософское учение и развращает людей,
которые постоянно обращаются к словам "карма", "заслуга", "воздаяние" и т.д.
Карма - это система взаимодействий и обменов. И никогда нельзя определить, кто
и что заслужил, кто и что получил по праву или незаслуженно. Карма - это не
расчет. Если так толковать карму, то это приведет к укреплению Эго, что
противоположно задаче эзотеризма: избавлению человека от власти Эго. Избавиться
от самого Эго невозможно. В противном случае человека просто не станет. Он
растворится. Эго - аппарат, поддерживающий воедино клетки, атомы, молекулы,
знания. Пока мы люди, Эго остается с нами. Но избавиться от его давления,
перестать быть невротиком, перестать быть рабом собственных заблуждений - вот
цель эзотеризма. Профанная же трактовка кармы лишь цементирует Эго. В этом
отношении следующий девиз очень показателен: "Перед лицом Абсолюта ничто не
заслужено, но все чудесно и благодатно."
Большую пользу в этом плане оказывает чтение книг Фридриха Ницше. Его книги
целительны тем, что отметают рассудочные калькуляционные построения судьбы,
освобождают человека от глупой философии "ты мне должен" и приближают к
осознанию того, что жизнь загадочна и непредсказуема. Самое яркое и близкое по
стилю и настроению к символике руны Манназ произведение Ф.Ницше - "Человеческое,
слишком человеческое".
Сама руна Манназ, само Эго - это что-то очень человеческое, в корне не присущее
природе, во всяком случае в том виде, в каком сейчас Эго воцарилось на троне
человечества, торжествуя в умах измученных людей.
Эго создает барьеры, стены, ограничения. Защита, оборона, борьба порождают
страх. Он делает нас похожими на людей, защищающих деревню, из которой все ушли.
Мы охраняем рубежи несуществующего государства, отстаиваем то, что никому не
нужно. И как только мы начинаем осознавать иллюзорность эгоических построений,
мы действительно обретаем свободу. Стремление преодолеть рамки Эго высвобождает
в человеке колоссальные силы, ибо огромное их количество идет на поддержание
иллюзии обособленности, на барьеры, защиту, борьбу, оборону, страхи, тревоги,
обладание, собственничество и т.д. Почти вся энергия, которая может быть
направлена на радость, любовь, свободу затрачивается на то, чего нет.
Согласно буддийским концепциям, Эго - комплекс мириад психических частичек. Они
то распадаются, то собираются, как мозаика калейдоскопа: чуть человек
повернулся - и новое перерождение. Но мы не привыкли думать о себе так. Мы
определяем, называем, вспоминаем. Однако все наши представления о себе (прошлые,
будущие воплощения и т.д.) - суть иллюзия формирующего интеллекта. Как только
мы пристальнее рассматриваем механизмы консолидации психических частичек Эго,
мы убеждаемся в их сомнительном существовании. И тогда приходит страх потерять
Эго. Мы боимся потерять его, потому что не знаем других состояний. Но рано или
поздно человеку придется научиться летать, плавать, парить, быть везде и нигде.
Человек должен научиться быть разным, чтобы утром не знать, кто же проснулся.
Следующий элемент символического поля Манназ - иллюзорность чувства собственной
|
|