|
Такое чрезмерное доверие к объективности переносится и на слова. Слова знакомы,
привычны. И нам кажется, что слово - это что-то настоящее и стоящее. Однако
поэты, литераторы, философы знают, сколь легко управляемо слово, сколь легко
оно переливается, деформируется, искажается, искривляется. Но мы доверяем
словам повсеместно, словам других и своим собственным. Внутри нас постоянно
происходит внутренний разговор. Мы поддерживаем собственное бытие словами, не
понимая, что можем ошибаться в них. Например, женщина постоянно убеждает себя:
"Я некрасивая, я некрасивая..." и привыкает к звучанию этих слов. Хотя на самом
деле она вполне хороша. Но слово поработило ее и уничтожило. Оно стало какой-то
странной частью ее самой.
Навязанное, слово изменяет физические черты. Тело действительно становится
другим. И человек страдает, тоскует под собственным же гнетом. Виной всему -
привычка к повторению одних и тех же слов. Человеку трудно изменить их в силу
какого-то странного стереотипа: раз я сказал, то буду и дальше придерживаться
сказанного. Люди не хотят менять мнения, позицию, не хотят течь и меняться. Они
любят гранитность, скальность, бетонность - все то же чрезмерное доверие к
объективности. И только когда человек понимает, что он эфемерен, а жизнь
поточна, тогда он спокойно относится и к себе, и к словам. Он знает, что утром
проснется совсем новым человеком, а через несколько недель станет совсем другим.
А что будет через год? Кто знает... Когда такие переживания поселяются в
человеке, значит слова уже не имеют над ним власти. Он не доверяет
"объективным" оценкам других людей, потому что они тоже могут ошибаться. Такого
человека уже не устраивают усредненные эталоны и критерии. Он не доверяет
количественному, массовому авторитету.
Авторитет - это масса, количество, якобы презентирующее качество. На самом же
деле качество может присутствовать только в нашей собственной душе. Постоянно
приобретая новые представления, ощущения, понимания, человек должен научиться
отказываться и от них в пользу более развитого, тонкого, совершенного, ради
обретения более качественного понимания.
Такого человека трудно посадить на цепь определений. Он текуч, неуловим, размыт
в пространстве, как волна. И поэтому свободен. Единственным критерием истины
для него является он сам. В этом нет гордости Эго, а присутствует внимание к
переживаниям. Вот так глубоко стихия воды сокрыта в меркуриальной Лагуз. Но не
стоит забывать, что на поверхности находится все тот же Меркурий.
Неустойчивый корабль приведет к погибели. Поэтому человек должен уметь плавать
сам, какой бы хороший корабль у него ни был. В море не берут людей, не умеющих
плавать. В любую минуту корабль может получить пробоину. И тогда... Слова и
есть такой корабль. К сожалению, во многих случаях люди зависят от этого
"плавучего чемодана". Они не обращают внимания на развитие несловесных
переживаний и невербальных презентаций истины. И все же трудиться над созданием
в себе переживания истинности придется. Поток, вода течет, изменяется,
развивается безостановочно. И никакая меркуриальная плотина не сможет его
остановить. Человек волен стать таким потоком. И тогда он научится справляться
с любыми трудностями и обманами, потому что невозможно обмануть того, кто
никому не верит (в хорошем смысле).
Эксплуатируются всегда подсознательные предпочтения. Поэтому мы должны очень
внимательно относиться к тому, чего же мы желаем на самом деле. Для понимания
собственных желаний необходима внутренняя честность. Именно она является
защитой от манипуляторов. Наиболее обманываемы подозрительные люди, не знающие
себя. Человеком, который знает свои слабости, который глубоко изучил себя
манипулировать очень трудно.
Самопознание оказывается великолепным средством защиты от недобросовестных
людей. Манипуляторы ориентируются на то, о чем мы как бы не догадываемся, но к
чему втайне стремимся. Чем больше человек узнает самого себя, тем сложнее
поддеть его на крючок Лагуз. Внутренняя честность и открытость -
замечательнейший щит против любых попыток позволить использовать себя.
Подлинная защищенность зависит от качества внутренней честности.
Самый большой грех - считать себя внутренне честным при отсутствии такого
качества.
Людям свойственно использовать те или иные формы манипуляции, подсознательно
просвечивая друг друга. Человек, желающий сманипулировать, может не осознавать,
насколько тонко и сложно организован весь процесс. В его сознании жива лишь
задача принудить, заставить, уклонить. А затем происходит таинственный процесс
взаимодействия двух подсознаний. И если мы внутри не вычищены, если мы себя не
знаем, то почти наверняка окажемся жертвой подобного ловца.
Человек, страстно желающий уклонить нас в нужную ему сторону, достигнет
поставленной цели. Сопротивление ему может быть только одно: изучать себя, чего
мы на самом деле хотим, насколько мы серьезно или несерьезно относимся к себе,
сколь велико наше чувство собственной значимости. Без такой работы мы
беззащитны. Кроме внутренней честности, иной защиты от манипуляторов просто не
существует. Людям свойственно подсознательное манипулирование, потому что
общество, хотим мы признавать это или нет, стоит на лжи и взаимном обмане. Это
обусловлено многими факторами: и структурой языка, и характером жизни, и
необходимостью поверхностного баланса интересов и т.д. Не изучающий себя
человек автоматически попадает в цепи общественного подсознания.
Корабль ума должен быть устойчивым и управляемым. Человек должен уметь думать в
разные стороны. Мысль - это орудие, средство, инструмент в наших руках. Однако
мы рассматриваем собственные умственные построения как некую реальность, с
которой приходится иметь дело. В этом заключается ошибка, связанная с
неправильным пониманием Лагуз. Корабль ума должен быть легко управляемым и
|
|