|
действительности, не видя другого полюса. Благодаря Эйваз человек имеет
возможность отойти от препятствия и увидеть обходной путь. Знания,
сгармонизированные в опыте, позволяют ему каждую минуту помнить, что выход есть
в любой ситуации. Но его нужно почувствовать. К нему нужно присмотреться,
попытаться нащупать, но не методом проб и ошибок, расшибая дверь лбом, а просто
отказавшись от насильственного преодоления препятствий, рассматривая ситуацию
более целостно и синтетически.
Венера говорит о том, что в каждом событии переплетены полярные силы. Если мы
не можем преодолеть одну силу, значит надо прибегнуть к помощи другой. Если мы
не в состоянии обойти препятствие слева, мы должны попробовать обойти его
справа. Любое событие позволяет подойти к нему с разных сторон. Дело в том,
чтобы почувствовать, эмоционально понять то, с чем мы столкнулись. Однако мы
воспринимаем препятствия как непреодолимые. Наш разум зацикливается: вот стена,
которую надо пробить. Этот прием часто используется в комедиях. Вспомним момент
из фильма "Кавказская пленница", когда Шурик в психушке пытался достаточно
импозантно открыть дверь. Оказалось, что дверь открывается просто в другую
сторону.
Серьезное препятствие связано с потерей баланса, с невниманием ко второй
стороне явления.
Венера символизирует срединный путь. Она позволяет проходить по тонкой ниточке
между двумя безднами, минуя как левую, так и правую крайности.
Важнейшим моментом для осознания является то, что Венера призывает
согласовывать свои действия с действиями окружения. Ценности, символизируемые
Венерой, это эгрегорный феномен, потому что они всегда надчеловечны,
надындивидуальны. Получая руну Эйваз, мы должны подумать о том, насколько мы
согласовали свою действительность с окружающей действительностью, насколько
целесообразна наша работа в более широкой системе, в которую мы включены. Речь
идет о согласовании ритмов, векторов действия и количества затрачиваемых усилий.
Венера призывает согласоваться с целым. Человек никогда не бывает одиночкой.
Он всегда представитель какой-либо системы, большей, чем он сам. И любое
событие, любая ситуация, имеет смысл не только для нас самих, но и для целого,
которое мы представляем в этой ситуации.
Большинство человеческих трудностей проистекает из-за зацикленности на себе, на
своем мнении, на ограниченной точке зрения. Венера призывает открыть поле
восприятий, оглядеться вокруг. Может быть, не стоит ломиться в открытую дверь,
а просто открыть ее в другую сторону. Нужно почувствовать некий более широкий
контекст, в котором мы действуем. Это не интеллектуальная операция, а
переживание, эмпатическое вживание в ситуацию. Существуют не просто "я и
ситуация", а существует целое: я как его представитель и преграда, которую,
согласно влияниям целого, мне нужно преодолеть. Когда человек чувствует такую
связь с более широкими программами, когда он учится отвлекаться от формул
неудач и переживать более широко, почти всегда оказывается, что его взгляды
перестраиваются, и он действительно находит выход. Вот почему Рерих призывал к
красоте, называя этот путь срединным путем гармонии.
Хорош тот человек, который поступает красиво, действует сбалансированно, на
основе синтетических представлений, и не только от себя, но как посланник
целого, как представитель более широкой системы, как эгрегорный проводник. И
тогда все получается красиво. У такого человека есть защита, потому что он
находится в связи с эгрегором. К нему, наконец, приходит понимание пути.
Воспарив повыше и взглянув на ситуацию глазами целого, он способен уловить
извилистый срединный путь, который никогда не бывает прямым и который с личной
позиции просто невозможно увидеть. Венера - это своего рода крылья. С их
помощью человек поднимается над ситуацией. Но он поднимается не интеллектуально,
а чувственно.
К сожалению, в большинстве случаев эмоциональные переживания мы связываем лично
с собой. Беда эгоической замкнутости на самом себе берет начало не только в
рассудке, но и в чувствах. Мы осязаем лишь себя, чувствуем лишь себя. А
эгрегорные влияния, большие программы остаются где-то в стороне. И мы
переживаем, чувственно воспринимаем свою изолированность. В этом заключается
колоссальная ошибка: мало того, что люди представляют себя отдельными, они еще
и переживают себя отдельными.
Красота и гармония существуют на основе целого. Целостность и красота - это
синонимы. При столкновении с препятствием, при необходимости обрести защиту,
при надобности изыскать срединный путь человек должен стать больше, но не
раздуться, а открыться, измениться, объединиться с тем, что происходит не
только с ним, но и вокруг него. И тогда стены рушатся. Он ступает на тропу,
которую раньше не видел, будучи в изолированном состоянии.
Меркурий и Венера - взаимодополняющие начала. Их синтез, синтез вычисления и
интуиции, порождает разум. Нельзя назвать разумным человека, обладающего просто
большим количеством формальных знаний и умеющего их комбинировать. Не является
разумным и тот, кто не может прислушаться и понять другого человека, кто не
вглядывается нам в глаза и не пытается осознать, что мы тоже живые. Венера и
Меркурий - это два начала, благодаря активизации которых человек очень
эффективно ориентируется и действительно проходит теми путями, которые ему
надлежит пройти. Без Венеры, без эмоционального сопереживания миру, без
эмпатического встраивания в целое правильного пути не найти.
Чувство, переживание основывается на эмоциях. Эмоции генерализуют наше
состояние. Они интегрально охватывают организм. Природа переживания есть нечто
объединяющее, синтезирующее. Мысль разделяет, конкретизирует, растаскивает,
разотождествляет. Эмоция производит обратное. Она соединяет, делает
|
|