Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Руны и Рунная Магия :: А. Платонов :: А. Платонов - Руническая Магия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним - поистине уникальным - памятником 
балтийской славянской руники являются надписи на культовых предметах из 
разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма 
Радегаста в Ретре. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.
После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались 
утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не 
появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из 
Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; 
значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал 
гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии 8. Его книга содержит 
гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.
В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то 
время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной 
комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что 
предметы - подлинные. Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в 
пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным 
владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо 
скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им 
сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй 
языческих богов с языческими же письменами...
Любопытно, что подобный нигилизм российских исследователей в отношении 
славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность 
которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в 
настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, 
обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда 
не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.
Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих 
памятников.
Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число 
которых достаточно велико.
Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, 
судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько 
основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных 
этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, 
какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские 
регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о 
взаимовлиянии славянской и германской руники.
* * *
Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем 
элементарные навыки письменности - это целый культурный пласт, охватывающий и 
мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в 
Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к 
объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое 
воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях 
табличек с перечислением алфавитных знаков. Это - простейший вид рунической 
магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не 
затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. 
Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему,
 и в эпоху двоеверия (одновременного существования на Руси христианства и 
язычества - X-XVI века).
Прекрасный тому пример - широчайшее использование славянами руны Фрейра - Ингуз.

Другой пример - одно из замечательных вятических височных колец XII века. На 
его лопастях выгравированы знаки - это еще одна руна. Третьи от краев лопасти 
несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть - сдвоенное изображение 
той же руны.
Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без 
изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические 
алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся 
(около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна 
Альгиз - это руна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чужого 
колдовства и злой воли окружающих.
Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. 
В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался 
двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. 
Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у 
разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе 
второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская 
бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.
Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как 
четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире 
встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ 
огня и, в определенных случаях, плодородия, - знак слишком мощный и слишком 
значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, 
свастику можно встретить и у сарматов и скифов.
Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, 
опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных 
знаков - это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная 
лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра - 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-