Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Руны и Рунная Магия :: А. Платонов :: А. Платонов - Руническая Магия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
 чем перейти к оружию собственно магическому, нужно сказать несколько слов и о 
сакральности оружия вообще.
Холодное оружие, насколько мы можем судить, было окружено магическими 
представлениями с самого момента своего появления. Самый процесс работы с 
металлом в традиционном сознании представляется сакральным и связывается с 
определенной магией; отсюда проистекает то огромное уважение и даже мистическое 
почтение, которым вплоть до наступления Нового Времени пользовались в 
европейских деревнях кузнецы. Так, например, у галлов в раннем Средневековье к 
кузнечному делу допускался только свободный человек, а когда кузнец умирал, его 
инструмент нередко хоронили вместе с ним, как оружие воина или орудия мага.
Задумываясь о месте холодного оружия в европейской Традиции, мы можем видеть, 
что меч, например, сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так 
и юридическими источниками. Вероятно, древнейшие упоминания о поклонении мечу 
связаны с аланами (Аммиан Марцеллин) и скифами (Геродот). Отношение к мечу как 
к живому существу мы встречаем и в средневековых эпических произведениях 
(например, в Песне о Роланде), и даже в довольно поздних балладах и легендах, 
как, например, в датской балладе Меч-мститель:
Педер стоит в углу двора,
Ему с мечом говорить пора.
Меч мой, славу свою обнови.
Хочешь ли ты искупаться в крови?
Ты за меня, мой меч, постой,
Нет у меня родни другой.
В силу свойственного сакральной Традиции закону всеобщего подобия (то, что 
верху, как то, что внизу), оружие земное, физическое, почиталось своего рода 
отражением оружия божественного, принадлежащего богам, и соответственно, 
считалось посвященным тому или иному богу: копье, например, - Одину; меч - 
Фрейру или Одину; топор, палица, кистень - Тору. Конечно, такое посвящение - 
вещь относительно поздняя, однако мы можем увидеть сакрализацию оружия и 
обращаясь к более древним временам. Так, М.Маковский cправедливо возводит 
готское hairus меч к древнейшей индоевропейской основе *ker- издавать звук, 
звучать и даже связывает в один семантический ряд англ. sword (нем. Schwert) 
меч и англ. word (нем. Wort) слово. То же самое можно было бы сказать и о 
других видах оружия, но сакральность меча наиболее очевидна.
Нужно сказать, что меч (или нож) у многих народов древности служил не только 
оружием, но и символом личной свободы (см., например, сделанные Тацитом 
описания мужских инициаций германцев), и сильнейшим оберегом, и предметом, 
который при необходимости мог стать магическим инструментом. И вот здесь 
необходимо сделать небольшое отступление, чтобы подчеркнуть эту последнюю 
функцию оружия.
Речь в данном случае идет не о волшебном боевом оружии, но, напротив, о 
холодном оружии, находящем применение как средство традиционной магии. И меч, и 
нож являются универсальными магическими инструментами, широко используемыми как 
в профессиональной, так и в бытовой магии.
По всей Европе железо само по себе считалось до последнего времени сильным 
оберегом, которого не могут коснуться многие враждебные духи и вредоносная 
магия (известны, например, раннесреднедневековые славянские железные 
амулеты-подвески, выполненные в форме небольшого ножа), а изготовленные из 
железа (стали) режущие и колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей 
магическими свойствами.
Наряду с защитным (оберегающим), активный аспект также присущ магии холодного 
оружия. Так, традиционно именно ножом проводится на земле черта, закрывающая 
доступ магии извне; будучи замкнута, такая черта образует магический круг. 
Однако, тот же нож или меч может быть использован и как орудие активной защиты 
или магического нападения, выступая, подобно посоху, направляющей для 
магической энергии.
Отметим, что представитель традиционной культуры без нужды не втыкал меч или 
нож в землю (хотя бы потому, что это сказывается на клинке не лучшим образом). 
Магический же смысл запрета связан с осознаванием Земли как тела Богини-Матери. 
Только в ряде специфических ритуалов меч намеренно втыкался в землю, отражение 
чего мы видим, например, в легенде о том, как будущий король Артур извлек меч 
из камня.
Однако, вернемся к основной теме. Не следует думать, что в качестве рабочего 
материала металл стал выступать лишь совсем недавно. Разумеется, древесину и 
кость человечество освоило в гораздо более древние времена, и тем не менее - в 
Европе освоение металла началось не позднее начала VII тысячелетия до Р.Х.!
Долгое время сырьем для производства металлических изделий служили, несомненно, 
самородки. Так, древнейшая в Северной Европе мастерская по обработке самородной 
меди обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия. 
Другим металлическим сырьем, используемым со столь же незапамятных времен, 
являются осколки железных метеоритов - об этом свидетельствуют древние имена 
этого металла: греч. зидейрос - звездный, арм. яркат - капнувший с неба и т.д.
Эти самородные металлы - как рожденные Землей, так и пришедшие со звезд - с 
незапамятной древности почитались как обладающие магическими свойствами. 
Позднее, когда люди научились выплавлять металлы из руд, представления о 
волшебстве, им присущем, были перенесены и на искусственно получаемые металлы. 
Тем не менее, представление о том, что самородный или звездный металл обладает 
особенно мощной магией, не исчезло. Еще в Средние Века маленькие самородки 
серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный 
из метеоритного железа, всегда считался магическим.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-