|
вызвать определенные сомнения. Медь традиционно связывается с богами плодородия,
и более всего - с Фрейей, хотя ничуть не в меньшей степени культы плодородия
связаны и с золотом. Планетой, ассоциируемой с этой богиней и, соответственно,
с самой медью, является Венера, а днем недели - пятница: чтим мы богиню самую
могущественную изо всех, носящую имя Фрейи, коей прародители наши посвятили
шестой день недели... (Гальфрид Монмутский).
Золото
Как и предыдущий, этот металл связан с богами плодородия, удачи, благосостояния,
однако имеет более мужскую ориентацию. В славянском пантеоне связанным с
золотом богом является Даждьбог, в скандинавском - Фрейр, брат Фрейи, в
ирландском - Дагда. У всех народов золото ассоциируется с Солнцем (в Европе,
соответственно - и с воскресеньем). Хотя этимология русского имени металла
однозначно не установлена, но любопытно отметить, что слово золото может
оказаться восходящим к той же древней основе *sol, которая звучит в
североевропейских именах дневного светила: Солнце, Sol.
Олово
Металл Тора/Перуна в северной и Юпитера/Зевса - в античной традициях.
Связывалось с пятым днем недели - четвергом.
Свинец
Металл, ассоциируемый с Сатурном и субботой; разными исследователями
связывается с разными богами-ипостасями Одина - иногда с Локи, иногда - с
Вёлундом, реже - с самим Князем Павших (т.е. Одином).
Помимо чистых металлов, в практике европейских волшебных искусств часто
использовались и их сплавы, причем их спектр был в древности гораздо
разнообразнее, нежели спектр сплавов, применяемых ныне в ювелирном деле.
Думается, прекращение широкого применения различных сплавов было немалой
утратой не только в магическом, но и в чисто эстетическом плане. Однако составы
и способы изготовления многих древних сплавов сохранились, и об этом стоит
сказать несколько слов.
Белое золото
Пожалуй, это самый известный из древних сплавов - именно из него изготовлены
многие великолепные скифские украшения; греки называли этот сплав золота с
серебром электрум. Европейское белое золото - это электрум, богатый серебром
(70-90%), по внешнему виду и подобный серебру, но имеющий неяркий золотистый
отлив. Классический скифский электрум содержит, как правило, больше золота и
отличается более насыщенным желтым отливом. При еще более высоком содержании
золота (менее 40% серебра) сплав приобретает зеленоватый оттенок.
Красное золото
Этот материал, который широко применялся европейскими - и российскими в том
числе - ювелирами еще в прошлом столетии, представляет собой сплав золота с
медью. Даже небольшая примесь последней (10-15%) позволяет получить очень
красивый красноватый оттенок с сохранением золотистого цвета; увеличение доли
меди до 20-25% уже придает сплаву ярко-красный цвет. Применение красного золота,
как и многих других сплавов, имеет вполне определенное магическое значение:
соединение меди и золота в одном материале позволяет объединить воздействие
мужских и женских ипостасей сил плодородия.
Бронза
Ныне мы понимаем под бронзой только сплав меди и олова; в большинстве случаев
именно такой состав и имеют сплавы, называемые в сагах просто бронзой, без
прилагательного. Однако в широком смысле термин бронза объединял некогда все
сплавы меди с металлами белого цвета. Из всего многообразия таких сплавов
обязательно следует упомянуть светлую бронзу, прекрасный материал, называемый
иногда биллон, и представляющий собой сплав меди с серебром. Варьируя
соотношение между двумя этими металлами, можно получить целый ряд очень
красивых сплавов: от белых с нежным красноватым отливом (10-20% меди) до
золотисто- и ярко-красных. К слову, само сочетание меди и серебра традиционно
для северо-западной магии. Известны например, серебряные магические кольца со
вставкой из меди, соединяющие влияние Фригг и Фрейи (Луны и Венеры).
Руны на оружии
Древняя европейская сакральная Традиция пестрит упоминаниями о волшебном оружии.
Прежде всего мы встречаем священное оружие в мифологии в качестве непременных
атрибутов ряда богов. Таковы, например, Гунгнир и Ассал - копья скандинавского
Одина и кельтского Луга, таков Мьёлльнир - молот Тора, или волшебный меч Фрейра.
очевидно, что каждый из этих предметов вооружения имеет множество уровней
осмысления: и архетипического, и космологического, и магического... Так,
например, священное копье Одина (или Луга) - это и axis mundi, мировая ось, т.е.
Древо Мира, пронизывающее и объединяющее три традиционных мира, и символ
великой мистерии (сравни Жертвоприношение Одина, который пронзает себя копьем
ради Знания, или Копье из цикла легенд о Святом Граале), и очевидный
фаллический, мужской символ, и, кроме того, позвоночный столб человека...
Однако, данная тема этого курса посвящена не оружию богов, но тому магическому
оружию, которое использовалось, согласно легендам и сагам, людьми и магами
Древней Европы.
Упоминаний о таком оружии множество - нет смысла перечислять их все. Достаточно
вспомнить Каледвулх, меч короля Артура, выкованный кузнецами Аваллона
(Каледвулх - древнейшее, вероятно, имя этого меча. Известное нам по поздним (в
основном, французским) романам имя Экскалибур - это искажение другого, более
раннего искажения - Калибурн.); или меч Ботвара сына Бьорна Медведя,
появлявшийся из ножен только в случае смертельной опасности и издававший при
этом пронзительный крик; или легендарный русский меч-кладенец... Однако, прежде,
|
|