|
действующей. Она способствует достижению цели, поставленной перед собой
человеком, пришедшим к камню. Если человек молится, руна помогает ему
раскрыться вовне - к Богу, если медитирует - раскрыться внутрь, заглянуть в
глубины собственного существа. Если же человек творит магию, руна Кено
способствует воплощению в реальность его замыслов.
Другой интересный пример - граффити на монете конца VIII - начала IX веков из
Тимеревского клада. Вдоль края монеты острым орудием процарапаны три руны: g u
d. (Отмечу, что монеты с выполненными на них руническими надписями самого
разного рода нередко использовались в качестве амулетов.)
В качестве базы здесь выступает руна Уруз, руна мужской силы, нередко
применявшаяся в качестве соответствующего рода защитного знака. В качестве
указателей направления действия - руна Гебо - Дар и руна Дагаз - День,
Процветание. Таким образом, заклинание в целом призвано сохранять мужскую силу
владельца монеты и приносить ему (основываясь на этой базе) успехи и
процветание на любовной почве. Отметим также, что слово в целом - gud - может
быть прочитано как бог или боги. Насколько это имеет значение в данном случае,
и сделано ли это намеренно, судить сложно.
А вот трехчастные рунические заклинания, вырезанные на большинстве других монет
подобного рода, интерпретации не поддаются - прежде всего вследствие
невозможности уверенного их прочтения. Но несмотря на это, можно, вероятно,
говорить о том, что заклинательные комбинации на них (по крайней мере, - одна
или две из трех) также принадлежат классу трехчастных сакральных слов.
Любопытна также руническая надпись на монете одного из шведских кладов: i n th.
Здесь мы сталкиваемся с несколько иной направленностью магии: если заклинания
камня Сигимара и монеты из Тимеревского клада ориентированы на добровольное
принятие пользователем их воздействия, то в данном случае базой действия
заклинания служит руна Науд - Нужда, Принуждение. В данном контексте руны Иса и
Турисаз, стоящие по сторонам от базовой руны, имеют явно негативный характер.
Очевидно, эта монета попала в клад не случайно, но в качестве проклятия
взломщику. Такая интерпретация заклинания хорошо согласуется с трактовкой И.
Линдквиста, считающего, что заклинание выражает пожелание, чтобы тот, кто нашел
клад, оказался в мире великанов (Вероятно, исходя из того, что сочетание Иса и
Турисаз может быть прочитано как великан льда; великаны льда, или инеистые
великаны, известны в скандинавской мифологии).
Обратимся, наконец, к самому распространенному руническому сакральному слову,
принадлежащему, с одной стороны, к классу трехрунных заклинаний, а с другой - к
устойчивым комбинациям рун, магическое использование которых не ограничивалось
ни временем, ни географией. Речь идет о заклинательной комбинации Ансуз - Лагуз
- Уруз (a l u), известной со времен возникновения древнейшего Футарка до времен
поздних викингов и от крайнего Северо-Запада Европы до земель Новгорода
Великого. В этом курсе мы уже неоднократно обращались к этой сакральной
магической формуле, рассматривая разные ее аспекты; здесь мы попытаемся
восстановить еще один из них.
Центральная руна заклинания - Лагуз - Текучая Вода, То, что ведет. В контексте
активной магии значение руны Лагуз может быть определено как Движение под
водительством Силы. С другой стороны, эта же руна, по свидетельству некоторых
авторов, может быть применена и как средство коллективной, так сказать, магии -
для способствования заключению браков и поддержания дружбы.
Аналогичный дуализм действия - магия с одной стороны и человеческие отношения с
другой - присутствует и в трактовке двух остальных рун этого заклинания. Руны
Ансуз - Бог, Бог Света - и Уруз - Бык, Энергия, Мощь - также могут быть
использованы для заключения и поддержания дружеских или семейных отношений.
Таким образом, общее действие данного рунического заклинания очень условно
можно передать фразой: Да ведут боги этот союз дорогой Силы.
В этом отношении весьма показательна арстадская надпись, содержащая два
рунических сакральных слова - s a r и a l u, - заключенные меж двумя именами
собственными. Является ли эта надпись закреплением договора между двумя
военными вождями или своеобразным памятником мужской дружбы? К сожалению, это
неизвестно. Кстати, значение второго использованного здесь трехчастного
рунического заклинания - s a r - может быть определено как весьма подобное
значению заклинания a l u.
По всей видимости, модернизированным (или попросту искаженным) вариантом все
того же заклинательного слова a l u является и трехчастная руническая
комбинация на замечательном брактеате из Вэлбэк Хилл (Британия). Три руны,
начертанные в перевернутом положении, читаются справа налево: l a w. С одной
стороны, мы вполне вправе допустить, что мастер, выполнявший надпись, смешивал
знаки, несущие звуки u и w, что не редкость в европейской археографии. С другой
же стороны, такая замена (вкупе с перестановкой рун) вполне могла быть
осмысленной, направленной на придание заклинанию, сохраняющему в целом исходную
направленность, несколько иного звучания.
* * *
Другая схема рунетейнна - создание рунических палиндромов, т.е. симметричных
тейннов. Очевидно, что палиндромы и триадные заклинание родственны друг другу,
- это следует уже хотя бы из симметрии самой триадной схемы. Когда две
периферийные руны в триадном заклинании совпадают, мы получаем схему
простейшего рунического палиндрома. Таково, например, сакральное руническое
слово a p a, назначение которого - размышление (медитация) и призывание богов,
или рассмотренное выше сакральное слово k i k. В обоих этих случаях сакральные
слова представляют собой триадные заклинания и, в то же время, являются
простейшими руническими палиндромами.
|
|