|
первоначального шаманизма - стали основной верой народов Северной Европы и
Скандинавии дохристианской эпохи. Их превращение в религию могло произойти в
результате потребности в верховной власти, которая могла бы принимать решения
за людей, устанавливать ясные законы и правила. То же самое произошло в Китае,
когда шаманизм таоистского толка разделился на религию и философию. С отходом
от первоначальных шаманских принципов общения с силами природы и внутреннего
постижения, с принятием религии, требовавшей покорности священнослужителям,
понятие свободы личности постепенно начало отходить на задний план.
Имя Одина было присвоено вождю племени, обитавшего неподалеку от Каспийского
побережья в I в. христианской эры, после мистического озарения, в котором
участвовал бог Один. Согласно преданию, этот вождь (сначала его звали Сигом)
провел свое кочевое племя через всю Северную Европу, включая области нынешней
России, Украины, Польши, Германии и Дании, и, в конце концов, основал поселение
на юге Швеции. Существуют примечательные параллели между этим историческим
Одином и легендарным королем Артуром из Камелота: правление Одина также
осуществлялось через 12 старейшин, каждый из которых представлял один из знаков
Зодиака. После смерти Один был обожествлен своими последователями. Курган, где,
как считается, погребено его тело, расположен рядом с древним храмом Одина в
окрестностях шведской Упсалы, где когда-то была основана руническая школа.
После колонизации Исландии скандинавскими племенами ее правитель назывался не
королем, а Глашатаем Закона. Он тоже имел 12 помощников, называемых
магистратами, которые были местными управляющими. В исландских судах заседало
трое магистратов, так что любой вердикт выносился в результате тройственного
обсуждения и согласия. В северной мифологии доисторический Один часто
изображался вместе с двумя другими богами в божественной триаде; это указывало,
что при создании Вселенной она была разделена на зоны Космического Огня и
Космического Льда - Ян и Инь в таоистском шаманизме - с центром равновесия
космических сил. Таким образом, устройство гражданского учреждения в Исландии
стало отражением старинных верований.
Существовал также третий Один - таинственная и устрашающая фигура. Его
описывают как высокого стройного старца с гривой седых волос, в темно-синем
плаще с капюшоном или шляпой с широкими полями, сдвинутой набок, чтобы прикрыть
отсутствующий правый глаз. Его левый глаз имел пронзительный серо-голубой
оттенок. В руке он держал терновый жезл, с которого свисали разнообразные
предметы: кости, ракушки, камни, перья и мех. На набалдашнике посоха были
выгравированы рунические узоры. Старца всегда сопровождали два черных ворона и
волк. Этот Один был могучим шаманом, странствовавшим по всему свету; его
подвиги были столь чудесны и удивительны, что он приобрел репутацию земного
воплощения небесного Одина.
В средневековых историях шаман Один ассоциируется с злокозненной хитростью и
обманом, но это лишь искажение первоначального образа "священного обманщика",
выполнявшего высокую миссию (у американских индейцев он был известен под именем
Хейокана, призванного научить людей смеяться над своими ошибками и мелкими
неудачами). Шаман Один выполнял сходную роль. "Священный обманщик" не прибегает
ко лжи и предательству; скорее, он заставляет людей изумляться собственным
словам и поступкам. Другими словами, он заставляет их думать самостоятельно, а
не принимать на веру утверждения, навязанные извне. Он побуждает людей смеяться
над собственной глупостью, ибо1 делая это, они в какой-то мере восстанавливают
свою связь с божественным. В средние века "священный обманщик" имел двойника в
роли придворного шута, чьи фокусы и выходки часто были попытками убедить
зрителей, что к жизни не следует относиться слишком серьезно и можно радоваться
уже одному факту своего существования.
Каждый из этих образов Одина в чем-то верен, но в устных преданиях они
смешались и наложились друг на друга. Существовал шаман, открывший таинство рун
в измененном состоянии сознания; существовал политический лидер, правивший
справедливо и поддерживавший право человека жить в мире и гармонии; наконец,
существовал Творческий Источник, породивший Вселенную вместе со всем, что в ней
находится.
Руны были открыты Одину, странствующему шаману, как откровение Творческого
Источника - от Одина - Создателя до Одина - земного странника. Это отражено в
строке "себе предлагаю себя", в поэмах и песнях скальдов, служивших
рассказчиками и передатчиками древних мифов.
Рассматриваемый как бог, влиятельный вождь или странствующий шаман, Один так
или иначе ассоциируется с рунами. Каждый рунический "знак" обладает собственной
уникальной структурой начертания, известной как устав.
Устав можно определить как столб или рейку, используемую для поддержки
какой-либо структуры. К примеру, так называются гнутые деревянные доски для
изготовления бочек. Это слово весьма уместно, поскольку рунические шаманы
считали, что они имеют дело с силами, поддерживающими и сохраняющими Вселенную!
Слово "устав" также обозначает параллельные линии, на которых расположены
нотные знаки, описывающие высоту и качество звука. Звук является ощущением,
рождаемым в слуховом органе динамической силой вибрации воздуха. Поскольку все
во Вселенной вибрирует, то каждой вещи присущ определенный звук. Частота этого
звука, однако, может находиться за пределами человеческого слуха и даже вне
досягаемости изощренных приборов. В старые времена руны озвучивались, чтобы
активизировать заложенный в них потенциал.
Слово "руна" происходит от старонорвежского существительного "рун", означавшего
"шепот" или "секрет". В староанглийском это слово означало "таинство", поэтому
наиболее полно руны можно определить как "секрет, поведанный шепотом".
В словарях шепот определяется как "вокальный звук, передаваемый вибрацией
|
|