|
Guido von List
Das Geheimnis der Runen
Vienne
1908
Гвидо фон Лист - Тайна рун
Общая редакция,
предисловие и комментарии
Антона Платова
СОФИЯ
ГЕЛИОС
МОСКВА 2001
Перевод
Л. Колотушкиной
Под общей редакцией
Антона Платова
Лист. Гвидо фон.
Тййна рун. Переводе англ. — М., София, Гелиос, 2001.—144с.
© А. Платов, русское
издание, 2001.
Предисловие редактора
Гвидо фон Лист
и языческая традиция
Странно, что имя Гвидо фон Листа, столь широко известное на Западе, лишь
теперь впервые появляется на страницах книг и журнальных публикаций в России.
Еще более странно, что даже в пределах весьма узкого круга русских специалистов
в области древних волшебных искусств и — особенно—рунической магии лишь
немногие знакомы с его работами, заслуженно считающимися классическими и
переведенными почти на все европейские языки. Мне выпала честь быть первым
редактором первого русского перевода одного из основных трудов фон Листа —
«Тайны Рун», и я пользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов об этом
выдающемся исследователе европейской мистико-магической традиции.
* * *
Как отмечают многие авторы, которым довелось писать о фон Листе,
удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени»,
известно так мало. Объясняют это по-разному. Д-р Стивен Е. Флауэрс, например,
прямо говорит, что причина этого — в том, что фон Лист, как и всякий настоящий
маг, имел возможность контролировать сведения, касающиеся обстоятельств его
жизни и самой его личности, и даже манипулировать ими...
Гвидо Карл Антон фон Лист родился 5 октября 1848 года в Бене. Отказавшись
от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положением родителей, он
пробовал свои силы в драматургии, в прозе, в необычном литературном жанре,
определяемом иногда как «мистическая журналистика». В конце
семидесятых-восьмидесятых годов фон Лист познакомился с учением набиравшего
силу теософского движения, с публикациями по индийскому оккультизму, с работами
Блаватской и Ницше, произведшими на него большое впечатление. Их идеи, вкупе с
германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной
немецкого неоромантизма, и стали, пожалуй, основными источниками вдохновения и
творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же,
упомянуть творчество Вагнера, вообще оказывавшее тогда огромное влияние как на
интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы.
И Вагнер, и Ницше воспринимались тогда — на волне общественного интереса к
мистике — настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.
Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих
мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во многом повлиял
на формирование мировоззрения будущих поколений немецких эзотериков. Так, не
избегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире
пангерманская политическая идеология, и формировавшиеся в Европе
националистические и ариософские теории. В свою очередь, работы самого фон
Листа, ставшие своего рода «классикой» исследований в области арийской магии и
мистики, широко использовались практически всеми исследователями, шедшими вслед
|
|