|
редактора русского издания.
из шестнадцати символов*. Б Эдде, в «Перечислении рун Одином»* *, указывается,
что он состоял из восемнадцати знаков. С помощью этих символов невозможно было
что-либо записать, поскольку тевтоны* * * не знали ни «v» или «w» или «х», ни
«z», ни «qu». Также не знали они ни «с», «d», ни «р». «V» передавалось с
помощью «f»; «v» и «w» произошли от «u», «uu», «uo» или «оu»; «х» — от «ks» или
«gs»; «z», возможно, и произносилось, но записывалось с помощью «s». «Qu»
произошло от «kui» или «gui», "С» от «ts», «d» от «th». «P» произошло от «Ь», и
позднее получило собственную руну, как и другие звуки, которые постепенно
получали свои собственные, особые руны, так что спустя некоторое время общее
число рун превысило тридцать. Если вы собираетесь проследить основы слов и их
происхождение до корневых слов германского праязыка, а затем проследовать еще
дальше к истокам — семенным и первичным словам древнего арийского языка, — то
вам следует всегда записывать основы слов рунами — или, по меньшей мере, иметь
это средство письменности
* Фон Лист в данном случае апеллирует, вероятно, к скандинавским
руническим алфавитам конца I — начала II тысячелетия от Р.Х., действительно
содержавшим 16 знаков. Однако наиболее древние известные нам рунические строи
содержат все-таки 24 руны.
* * «Перечисление рун Одином» — фрагмент эддической песни «Речи Высокого».
Среди российских исследователей данный фрагмент чаще именуется «Заклятьями
Одина».
* * * Тевтоны — в данном случае этот этноним употребляется фон Листом как
обозначение германцев вообще.
перед, глазами. Это поможет вам найти правильный корень, даже имя руны само по
себе уже окажет вам существенную помощь.
Каждая руна имела — подобно буквам греческого алфавита — собственное имя,
которое, будучи словом однослоговым, являлось одновременно носителем как
корневого слова, так и росткового и первичного слов. Исключениями из этого
правила — да и то только кажущимся — оказываются руны Hagal, Gibor и Othil.
Так как каждая руна имеет свое собственное имя и имена эти — однослоговые,
вполне очевидно, что в далеком прошлом руны исполняли функции слогового письма,
фактически, — иероглифической системы*.- Ведь и сам древний арийский язык, как
и любой другой первобытный язык, был однослоговым и только в более поздние
времена был сведен до алфавитного письма. Это произошло, когда структура языка
стала такой, что использование иероглифических или слоговых знаков стало
слишком громоздким и обременительным.
В наши дни, когда руны уже признаны словами-символами доисторического
времени,
* Данное утверждение фон Листа представляется нам спорным и, во всяком
случае, далеко не «вполне очевидным»: мы должны признать, что на настоящий
момент не существует памятников арийской (индоевропейской) письменности, в
которых руны однозначно определялись бы как средство слогового письма. Если же
обращаться к глубине тысячелетий, ко временам, когда слоговые индоевропейские
письменности реально существовали, то оказывается некорректным само
употребление термина «руны».
перед нами встает следующий важный вопрос — и вопрос этот состоит в том, как
относиться к другим словам-символам, которые не содержатся в руническом Футарке.
Даже если набор символических слов-знаков и был крайне скуден, — чего нельзя
сказать об арийской письменности, — все равно требовалось бы использовать
гораздо больше тридцати знаков. На самом деле, арийская письменность содержала
много сотен символов; и еще больше число знаков, на которых была основана
сложная, чудесно систематизированная и взаимосвязанная иероглифическая
структура, которая в наше время еще даже и не обсуждалась. Как бы невероятно
это ни звучало, но эти древние иероглифы, корни которых уходят далеко в
дохристианскую эпоху, во времена тевтонов и ариев, расцвели в нашу эпоху пышным
цветом. Ими занимаются отдельная наука, которая практикуется и в наши дни,
отдельное искусство, причем наука и искусство эти имеют не только свои
собственные законы, но и свои собственные стилистические традиции. На этой
системе базируется богатейшее литературное наследие, но у нее нет — и это один
из трагикомических моментов — попечителей и хранителей, которые бы имели хотя
бы малейшее представление о том, что именно они сохраняют и развивают!
Поскольку в древние времена —да и до сих пор — существует много сотен
рунических знаков-символов, их точное число не может быть окончательно
определено. Однако, только около тридцати из этого множества знаков вошло в
употребление в качестве букв, т.е. в качестве знаков алфавитного письма. Таким
образом к нашему времени из древних символов-знаков произошли две основных
группы: «руны-буквы» и «руны-иероглифы», каждая из которых развивалась своим
собственным путем после того, как было полностью завершено деление на две эти
группы. В свое время все эти символы были рунами, но теперь только «руны-буквы»
сохранили свое название и предназначение, в то время как «руны-иероглифы» после
формирования алфавитного письма не осознавались уже как знаки письменности.
Посему далее я буду называть их «священными» или «иероглифическими знаками».
Можно отметить, что само слово «иероглиф» уже существовало в раннем арийском
языке как «hiroglif» и имело уникальное значение уже тогда, когда греческого
|
|