|
ассоциироваться с отдельными буквами трансальпийских алфавитов. Осуществление
такого синтеза отображено в мифе о самопожертвовании Одина. Согласно этому мифу,
открытие рун для человеческого использования произошло в результате
ритуального самоистязания. В строфах 138 и 139 норвежской поэмы «Речи Высокого»
мы читаем:
Знаю, висел я
в ветвях, на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину
в жертву себе же
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная, их поднял,
и с древа рухнул.
(Перевод А. Корсуна)
Этот миф напоминает о ритуалах северных шаманов; об архаичной
магико-религиозной традиции, которая некогда была существенной частью культуры
многих народов — от Скандинавии и Центральной Азии до Северной Америки. В мифе
об открытии рун Один (подобно древнегреческому Гермесу, являющийся богом магии,
поэзии, вдохновения и гадания) прибегает к шаманской практике. В прежние
времена шаманы пользовались экстатическими методами для достижения измененного
состояния сознания. Они верили, что таким образом они посещают миры, лежащие
вне этой материальной действительности. В этот метод входило отшельничество,
соблюдение поста, употребление натуральных галлюциногенных веществ
растительного происхождения и физическое самоистязание. Как явствует из мифа об
Одине, овладение рунами было связано с самоистязанием на дереве в течение 9
дней и ночей — традиционного магического срока. Вследствие этой ордалии
исторгнутая мучением вспышка внутреннего видения позволила Одину постигнуть
весь потенциал рун для употребления их человеком. Очевидно, это произошло в
результате слияния предрунических оккультных знаков, интуитивно
использовавшихся для гадания, с рациональным фонетическим алфавитом. Это был
редкостный момент агонии и экстаза, под влиянием которого обе стороны
человеческого разума — интуиция и рациональность — дали единый отклик на один и
тот же знак.
Совпадение некоторых знаков древних европейских наскальных надписей с
буквами средиземноморских алфавитов ясно указывает, что многие руны берут
начало от двух основных источников. Создатель рун, земной Один, объединил две
системы. Это было совершено посредством глубокого понимания, позволившего
добраться до общего, глубинного уровня, лежащего в основе обеих систем, прежде
существовавших раздельно.
Точно так же, как буквы любой письменности могут происходить из разных
источников, индивидуальное значение каждой руны может происходить от двух
источников и сочетать их в себе. Греческий язык, ранняя форма которого дала
начало североиталийскому письму, имеет целые ряды значений для каждой буквы
(подробнее об этом см. в главе 2). Поэтому весьма вероятно, что этрусский и
кельто-иберийский алфавиты также имели соответствующее эзотерическое значение
для каждой буквы. Независимо от того, из какого источника происходят отдельные
рунические знаки, те рунические буквы, какими мы их знаем, не были в своей
массе взяты из какого-либо другого письма. В отличие от других алфавитов,
изначально являющихся производными финикийского письма, в руническом алфавите
буквы расположены по-другому: F, U, Tli, A, R, К. Поэтому рунические алфавиты
часто называют Футарками. Однако это новое расположение букв, которое многие
считают основным доводом в пользу создания рун одним творцом, не является таким
нерациональным, как это может показаться. Если принять во внимание смысловые
значения рун, то этот порядок весьма рационален и связан со сменой времен года.
Именно внедрение оккультных знаков из районов Средиземноморья, Альп и Северной
Европы в новую систему является наиболее важным аспектом генезиса рун. В
далекие времена, семь тысяч лет тому назад, глиняные изделия, относящиеся к
культуре Винка на Балканах, несли на себе оккультные знаки, многие из которых
по своей форме напоминали руны, появившиеся более чем пять тысячелетий спустя.
К тому же, многие оккультные знаки, известные сейчас как руны, уже существовали
в виде фигур, использовавшихся в наскальных рисунках.
Пиктографические наскальные росписи возникали в различных районах Европы,
наиболее отчетливо во время позднего бронзового и раннего железного веков
(1300—800 гг. до н. э.). Такие росписи часто называют «хэлльристинингар> (по
названию их в Скандинавии), хотя подобные образцы встречаются в Британии,
Ирландии, Испании, а также в Германских, Швейцарских и Итальянских Альпах. Эти
хэлльристи-нингары содержат разнообразные оккультные знаки, которые можно найти
в самых ранних рунических алфавитах.
Собрания предрунических знаков, оккультных и символических, иногда называют
«рунными кладами». Даже в наиболее развитой форме многие руны обнаруживают свою
пиктографическую сушность. Считают, что первая руна, Feoh, обозначающая рогатый
скот, напоминает рога коровы, а вторая, Ur, передает форму сильного тела дикого
быка. Третья руна, Thorn, формой похожа на шип. Подобным образом, шестая руна,
|
|