|
могут смотреть на вещи, не делая оговорок...
Примером японского лингвистического кондиционирования может служить то, что
японцы часто избегают пользоваться личными местоимениями, говоря о себе или о
своей группе. Это придает им и их друзьям чувство солидарности и единства.
Я не заинтересован, используя это, обобщать поведенческие образцы разных
культур, но существуют простые определенные образцы, применимые почти к каждому
из нас, даже если это нам не нравится. Естественно, эго не хочет слышать ни о
чем подобном, поскольку сочтет себя оскорбленным, как независимое существо со
своей собственной свободой действовать и своей собственной свободной волей. К
сожалению, мы не свободны.
Армянский мистик Георгий Гурджиев говорил о людях как о "пище для луны". Я
думаю, он хотел использовать этот образ, чтобы объяснить, что вера в
человеческую личную волю - это иллюзия. Один из студентов Гурджиева, хорошо
известный математик П.Д. Успенский, объяснил понятие кондиционирования с
помощью ясной аналогии. В своей книге "Четвертый путь" он говорит о
человечестве как о группе людей, обнаружившей себя в тюрьме (кондиционирование,
бессознательное). Чтобы выбраться из этой тюрьмы, им необходима помощь снаружи
- помощь от кого-то, кто хорошо знает тюрьму и знаком с возможными способами
побега. Он говорит, что одним, без духовного учителя (имея в виду кого-то, кто
раньше сам был в бессознательном состоянии, но сейчас освободился из тюрьмы)
или без группы ищущих, побег из бессознательного фактически абсолютно
невозможен. Это главным образом так, потому что мы даже не осознаем, что
находимся в тюрьме, и не можем об этом знать.
Природа кондиционирования подобна постоянно повторяющейся магнитофонной ленте,
которая постоянно проигрывается в нашем подсознании без нашего ведома. Согласно
своему определению, наше бессознательное - означающее процесс, который проходит
в разуме без нашего ведома и контроля, - невидимо для нас. Поэтому нам нужен
кто-то еще, кто держал бы зеркало так, чтобы мы могли увидеть наше собственное
кондиционирование.
Сейчас мы можем спорить, что никто не может знать нас лучше, чем мы сами, но
из природы кондиционирования следует, что мы сами не можем его обнаружить.
Лично для меня большой помощью является то, что моя жена происходит из другой
культурной группы. Снова и снова мы обращаем внимание друг друга на жесткую
механику нашего образа мыслей и таким образом имеем возможность выходить за
пределы своих ограничений.
Естественно, в начале наших взаимоотношений мы нередко неправильно понимали
друг друга, поскольку каждый из нас не осознавал кондиционирования другого, не
говоря уж о том, чтобы действительно постичь его. Но когда есть понимание
другой культуры, обмен между людьми разных стран и культур может быть даже
более интенсивным.
Это означает, что для кого-то из Англии легче увидеть кондиционирование немца,
а мое собственное кондиционирование более очевидно для моей жены или другого
близкого мне человека, чем для меня самого. Результатом является то, что мы
легко чувствуем себя уязвленными, когда кто-то напоминает нам о недостатке
нашей свободы. Но это помогает. Путь к свободе не всегда усыпан розами, а боль
- хороший учитель.
Когда кто-то впервые указывает нам на болезненное отсутствие свободы в нас, мы
должны иметь огромное доверие к этому человеку, поскольку сами мы не способны
видеть наши автоматические реакции. Для меня таким доверенным лицом был мой
Мастер, Ошо, и я вечно буду благодарен ему за то, что в то время он помог мне
осознать мое бессознательное состояние.
Кондиционирование может быть названо программированием наших мозгов. Наш мозг
является компьютером, а наш образ мыслей с упомянутыми выше ограничениями есть
не что иное, как программное обеспечение. Чтобы достичь большей свободы
действий вне этого препятствия, на программирование необходимо смотреть только
открытыми ясными глазами. Видеть что-то ясными глазами означает не оценивать,
не судить, а просто видеть все так, как оно есть. Когда видишь ясно,
отождествление разрушается и кондиционирование теряет свою силу, силу
бессознательного.
Как только мы станем способны видеть подобным образом, обнаруживаются
возможности, которые можно выбирать. Мы больше не должны реагировать только
определенным образом и можем решать, хотим ли мы рассердиться, опечалиться или
разнервничаться - или нет. Это состояние нереагирования приводит нас в
настоящее, медитативное состояние, вне будущего и прошлого.
Сила мыслей Все мы слышали высказывание Бертольда Брехта, что "мысли свободны".
Если мы захотим разобраться в смысле этого высказывания, мы должны прежде
всего рассмотреть то, что в действительности представляют собой мысли. То, что
мы называем нашей личностью, нашей индивидуальностью, есть на самом деле не что
иное, как хаотический конгломерат индивидуальных мыслей. Это означает, что
мысль представляет собой только частицу нашей личности. И обнаруживается, что
наша личность состоит из огромного количества не связанных между собой мыслей,
которые все рождаются в прошлом. Настоящий момент, единственный момент, в
котором мы действительно живем, не включает прошлого и будущего.
Существует два типа мыслей. Первый тип проходит свое собственное путешествие
во сне без какого-либо контроля и активности с нашей стороны, уводя нас с собой,
хотим мы того или нет. Второй - это сознательная мысль. Мысли обоих типов не
могут быть просмотрены, остановлены или изменены другими людьми. Мысли - это
предметы в форме, которые еще не затвердели и не выкристаллизовались. Мы
способны передвигать вещи с одного места на другое, и это обстоятельство не
вызывает у нас никаких трудностей. Это применимо также и к мыслям. У них нет
|
|