|
размышления, не силою логики, не собиранием вкладов чужих умов и составлением
толстых книг, как это делается в новейшее время, и не так, как делаю теперь я,
взяв одно из их творений и составляя из него длинную лекцию; нет, они должны
были все открыть сами. Для них важнее всего был личный опыт, и это будет всегда
так; религия всегда была и будет самым практическим знанием, а не какой-бы то
ни было теологическою теорией. Она всегда сначала - практика, а потом - знание.
Идея, что наши души возвращаются, уже есть в Упанишадах. Те лица, которые
совершают добрые дела с мыслью о результате, получают его, но он не будет вечен.
Здесь мы видим прекрасно выраженную идею о причинности, - именно, что
следствие соответствует причине. Какова причина, таково и следствие. Если
причина вечна, должно быть вечно и следствие; но так как все такие причины, как
добрые дела и подобные им вещи, представляют собою нечто конечное, то они не
могут произвести бесконечных следствий. Здесь мы подошли к другой стороне
вопроса, - что, так как не может быть вечного неба, то, на том же основании, не
может быть и вечного ада. Предположите, что я очень дурной человек и каждую
минуту делаю зло. Но вся моя жизнь здесь - ничто, по сравнению с моей вечной
жизнью. Поэтому, если я подвергнусь вечному наказанию, это будет значить, что
бесконечное следствие порождено конечною причиной; бесконечное следствие в
вечной жизни будет произведено конечною причиной этой короткой жизни, чего быть
не может. Если я всю мою жизнь творю добро, я не могу наслаждаться плодами
бесконечного неба. Думать так, - значит, делать ту же ошибку. Но есть третий
путь для тех, кто познал истину, кто реализовал ее. Познать, так сказать,
воочию (реализовать) истину - единственный путь выйти из-под покрова Майи', и
Веданта указывает направление, какого для этого надо держаться, указывает, что
следует понимать под реализацией истины.
"Надо видеть все обитающим в Я, и все действия не хорошими и не дурными, но
исходящими от Я. Я-во всем. Мы должны отвергнуть природу. Должны закрыть глаза;
видеть Бога в небесах и также в аде, в жизни и в смерти". Мысль, заключающаяся
в только что приведенных строках, та, что эта земля есть символ Бога, что небо
и место, которое мы занимаем, может быть названо Богом. Все - Брахман. Итак,
следует видеть, а не только говорить и думать. Логическим следствием этого
будет то, что если душа видит все в этой вселенной и всякое место, как полное
Бога, Брахмана, то для нее будет безразлично идти на небо, в ад, или куда бы то
ни было. В таком случае, для меня не будет иметь никакого значения, - должен ли
я родиться на земле, или на небе. Все эти вещи потеряют для меня всякое
значение, так как всякое место для меня будет одинаково, всякое место станет
храмом Божьим, станет святым; и в небе, аде и во всем я буду видеть присутствие
Божие. Для меня не будет ни неба, ни ада, ни зла, ни жизни, ни смерти. Когда
человек достиг такого состояния, стал так воспринимать все, он, по словам
Веданты, стал свободным, и только такой человек, - говорит Веданта, - способен
жить в этом мире. Все другие не приспособлены. Как может жить в этом мире
человек, видящий зло? Вся его жизнь - сплошное страдание. Несчастье для
человека жизнь, если он видит опасность, видит смерть. Только тот может жить в
этом мире, только тот может сказать, что он наслаждается жизнью и счастьем, кто
видит жизнь в истинном свете и во всем - истину. Между прочим, замечу, что в
Ведах вы нигде не встретите идеи об аде. Она пришла в Индию гораздо позже, с
Пуранами. Самое худшее наказание, какое знают Веды, это возвращение сюда, на
землю, и получение новой возможности (достижения свободы). Таким образом, мы
видим, что в Ведах уже с самого начала идея (о Боге) принимает безличный
характер. Идеи о наказании и награде слишком материальны и вяжутся только с
понятием о человеческом Боге, огромном человеке, который любит одного и не
любит другого, совершенно так, как это делаем мы. Наказание и награда
совместимы только с существованием такого Бога. Такой Бог признается в Самхитах,
и там мы видим понятие о страхе; но, как только мы подходим к Упанишадам, идея
страха исчезает, и безличная идея заменяет ее. Но естественно, что во всех
странах понять эту идею было в высшей степени трудно. Человек всегда слишком
привязан ко всему личному. Великие мыслители, или - по крайней мере - те, кого
мир считал такими, возмущаются этой идеей о безличности. Но на мой взгляд это
смешно, низко, грубо и, если можно так выразиться, богохульно. Думать, что Бог
- человек, допустимо для детей, но не для взрослого, мыслящего человека, будь
то мужчина или женщина. Которая идея выше, - идея о живом Боге или о Боге
мертвом? О Боге, которого никто не видит, никто не знает, или о Боге известном?
От времени до времени, Он посылает в этот мир вестника с мечом в одной руке и
проклятием - в другой; и, если вы не уверуете в этого вестника, вы должны
погибнуть. Почему тогда Он не придет сам и не скажет, что мы должны делать?
Зачем Он продолжает посылать вестников, наказывать и проклинать нас? И однако,
эта идея многих удовлетворяет. Так неразумно наше воображение. Безличный Бог,
наоборот, - Бог живой, которого я вижу перед собой, живой принцип. Различие
между личным и безличным в том, что личный - только маленький человек, тогда
как безличный - и человек, и животное, и ангел, и, кроме того, нечто большее,
чего мы не можем ни видеть, ни представить. Для нас Безличный включает в себе
все личное, сумму всех личностей Вселенной, и бесконечно больше, чем эта сумма.
"Как огонь, приходя в мир, проявляется во всех видимых нами формах и, кроме
того, в бесконечно большем", так и Безличный.
Нам необходимо поклоняться живому Богу. Я во всю мою жизнь не видел ничего
кроме Бога, и вы также. Чтобы видеть стул, вы должны раньше видеть Бога и затем
уже в Нем и через Него - стул. Он всегда, день и ночь, перед нами и говорит: "Я
есмь". В момент, когда вы говорите: "Я существую", вы познаете существование.
Куда вы пойдете искать Бога, если не можете видеть Его собственным сердцем, как
живое существо, как человека? "Ты - человек, Ты - женщина, Ты - девочка, Ты -
|
|