|
и эта одна жизнь и один мир кажутся нам многими, совершенно так, как, когда вы
спите, один сон проходит и приходит другой. Вы не живете в ваших снах, но перед
вами проходит один сон за другим, развертываются одна за другой сцены. То же
происходит и в нашем мире, этом мире, в котором девяносто процентов страданий и
десять процентов счастья. Может быть, через некоторое время он покажется нам
состоящим на девяносто процентов из счастья, и мы назовем его небом; но для
мудреца настанет другое время, когда все исчезнет, и весь мир, и его
собственная душа представится самим Богом. Поэтому нет многих миров и многих
жизней. Вся эта множественность есть только проявление Одного. Этот Один
проявляется как многое, в материи, духе, уме, мысли и во всем; и наша первая
практическая задача состоит в том, чтобы самим усвоить это и научить ему других.
Пусть мир откликнется на этот идеал, и пусть исчезнут суеверия. Говорите о нем
слабым, повторяйте им: Ты чист. Встань! Проснись! То, что тебе снится, не ты.
Оно совсем на тебя не похоже. О, могущественный, встань и иди вперед. Ужели ты
считаешь себя слабым? Проснись! Поднимись, всемогущий, и прояви свою натуру! Не
годится считать себя грешником, слабым. Говорите это миру, говорите себе, и
посмотрите, какой будет результат, как все проявится с быстротою электрической
вспышки, как все изменится. Говорите это человечеству и покажите ему его силу,
и тогда вы научитесь применять ее в вашей повседневной жизни.
Дальше мы придем к тому, что мы называем Вивека. Мы научимся в каждый момент
нашей жизни, в каждом нашем действии, различать правильное от неправильного,
истинное от ложного, и узнаем, что отличительный признак истины - чистота,
Единство. Все, что ведет к Единству - истина. Любовь - истина, а ненависть -
ложь, потому что ненависть создает рознь. Она разделяет вас от меня, и поэтому
она ложь. Ненависть - сила раздробляющая, - она разделяет и разрушает.
Любовь связывает, создает Единство. Мать и дети, семья и город становятся одним.
Все человечество становится одним с животными, потому что любовь есть
существование, любовь - Сам Бог, а все существующее - проявление любви, более
или менее, выраженной. Различие только в степени; всякая любовь - проявление
одной Всеобщей Любви. О всяком поступке мы должны судить по тому, влечет ли он
за собою различие или Единство. Если он ведет к различию, мы должны отказаться
от него, если к Единству, - это хороший поступок. То же и с мыслями. Мы должны
выяснить, ведут ли они к разделению на многое, или к единству, к слиянию душ и
подчинению общему влиянию. В последнем случае, мы принимаем их, в первом -
отбрасываем, как преступные.
Вся идея этой этики не основана на чем-нибудь недоступном познанию и не учит
ничему неизвестному, но только тому, что у Св. Павла выражено словами: "Я
проповедую вам о Том, Кому вы поклонялись, как неведомому Богу". Вы можете
знать что-нибудь только через я. Я знаю о существовании этого стула; но прежде
должен знать о своем я, и уже потом о стуле. Стул известен только в я и через я.
Я знаю о вас только в себе и через себя, знаю о всем мире только в себе и
через себя; а потому говорить, что это я неизвестно, чистая бессмыслица.
Устраните я, и вся вселенная исчезнет. Все знание получается в я и через я.
Поэтому я известно больше, чем что-либо другое. Вы сами - то, что называете
моим я. Вас, пожалуй, удивляет, как это ограниченное я может быть безграничною
бесконечностью; но это так. Ограниченное я только фикция. Я было скрыто, но и
маленькая часть его проявилась, как я, но это последнее только часть
бесконечного Я. Ограниченное я не оказывает никакого действия на
неограниченное: ограниченное - это фикция. Поэтому я известно каждому из нас,
мужчинам, женщинам, детям и даже животным. Без знания этого Властелина, мы не
могли бы ни двигаться, ни Дышать, ни жить хотя бы секунду, так как Он должен
быть налицо, чтобы заставлять нас двигаться, думать и жить. Известный больше,
чем что-либо другое, Бог Веданты вовсе не продукт воображения.
Если это не проповедь познанного опытом Бога, то какое другое учение о Нем вы
могли бы предложить? Бог вездесущ, присутствует во всех существах и более
реален, чем наши чувства. Где более настоящий Бог, чем Тот, Которого я вижу
перед собою? Вы - Он, Вездесущий, Всемогущий Бог, Душа вашей души. И если я
скажу, что вы не Он, я скажу неправду. Я знаю это, всегда ли это очевидно для
меня или нет. Он - Единство, объединение всего, сущность всей жизни и всего
существования. Эти идеи этики Веданты следует рассмотреть в подробностях, и
потому вы должны иметь немного терпения. Детальное и основательное исследование
этого предмета нам необходимо, как я уже говорил вам, для того, чтобы видеть,
как идеалы росли с самого их зарождения, как из существовавших идей возник один
Великий Идеал Единства, и как он принял форму Всеобщей Любви. Этот идеал мы
должны исследовать со всех сторон, чтобы избежать опасных ошибок. Мир не может
не спешить подниматься вверх от самых низших ступеней. Какая польза от того,
что мы занимаем высшее положение, если мы не в состоянии передать открытых нами
истин другим, идущим за нами. Поэтому лучше изучить предмет во всех его
применениях, и прежде всего безусловно необходимо составить ясное понятие о его
интеллектуальной стороне, хотя мы и знаем, что интеллектуальность почти ничто,
а наибольшую важность имеет сердце. Бог видим сердцем, а не интеллектом
Интеллект только метельщик, очищающий для нас путь; он подручный рабочий,
сторож, полицейский. Но полицейский не представляет собою положительную
необходимость для образования общества. Его назначение в нем - прекращать
беспорядки, препятствовать нарушению справедливости. Работа, требуемая от
интеллекта, та же самая. Когда человек читает умную книгу, он, одолев ее,
думает: "Слава Богу, мне не надо читать ее больше!" - потому что интеллект слеп
и не заключает в себе движения. У него нет ни рук, ни ног. Деятель - чувство,
движущееся со скоростью большею, чем электричество. Весь вопрос в том,
чувствуете ли вы. Если да, чувством вы узрите Бога. Чувство, которое есть у вас
|
|