|
других". Так это представляется мне. Я хотел бы видеть в мире больше
нравственных людей, похожих на тех великих древних пророков и мудрецов старого
времени, которые отдали бы сотню жизней, если б могли этим принести пользу даже
одному маленькому животному. Толки о нравственности и пользе ближним в
настоящее время не более, как пустая болтовня.
Я хотел бы видеть нравственных людей, похожих на Гаутама Будду, который не
верил ни в Личного Бога, ни в личную душу, никогда ничего не требовал, никогда
не просил, держал себя настоящим агностиком, и вместе с тем всю жизнь трудился
для блага всех, готов был положить жизнь за каждого. Прекрасно выразился его
биограф: "Он рожден для пользы и блага многих". Он никогда не удалялся в лес,
чтобы размышлять ради своего спасения. "Мир в огне: кто-нибудь должен найти
выход"... "Зачем так много страданий?" Эта одна мысль управляла всей его жизнью.
Думаете-ли вы, что мы так же нравственны, как Он? Чем безнравственнее человек
или раса, тем они эгоистичнее. Раса, выделяющая себя из других, самая жестокая
и злая. Не было религии более дуалистической, чем религия пророка Аравии, и
никто не пролил столько крови, не был так жесток по отношению к другим
существам, как ее последователи. У этих фанатиков есть даже учение, что
человека, неверующего как они, можно убить; это будет доброе дело. И самое
верное средство попасть на небо с прекрасными гуриями и всякого рода
чувственными наслаждениями - убийство неверных. Подумайте, сколько
кровопролития было следствием этой религии. В религии Христа не было жестокости.
Между Его чистой религией и Ведантой очень мало различия. В ней проповедуется
идея о Единстве, но проводятся также и дуалистические идеи, с целью дать людям
за что-нибудь ухватиться, чтобы затем подняться к высшему идеалу. Пророк,
молившийся: "Отче наш, иже еси на небесах", учил также: "Я и Отец - одно". Этот
Пророк знал, что через Отца на небесах путь лежит к "Я и Отец - одно". В Его
религии были только благость и любовь; но, как скоро в нее внесли черствость,
она выродилась в нечто только немногим лучшее, чем религия жестоких сект
пустыни. Это произошло от невежества, от борьбы за свое маленькое я, от заботы
сохранить это я не только в настоящей жизни, но и после смерти. Нам говорят,
что это бескорыстие, что это основание нравственности. Избави нас. Боже, от
такой нравственности. Эгоизм - основание нравственности! Люди, которые должны
бы иметь лучшее об этом понятие, приходят в ужас, думая, что если эти маленькие
я исчезнут, вся нравственность погибнет. Лозунг всякого благополучия, всякой
нравственности, - "Не я, но ты". Кому какое дело, есть ли такие вещи, как небо
или ад, имею ли я душу и, если имею, то изменяется ли она или нет? Есть мир, и
он полон страданий. Идите, подобно Будде, в мир и постарайтесь уменьшить его
страдания, или умрите, пытаясь сделать это. Забудьте о себе; это первое, чему
надо научиться, деист вы или атеист, агностик или ведантист, христианин или
магометанин. Всем нам ясно одно правило: "не я, но ты", - уничтожение
маленького я и восстановление действительного
Я.
Две силы постоянно действуют рядом друг с другом. Одна говорит: "Я", другая -
"не Я". Они проявляются не только в людях, но и в животных, не только в высших
животных, но и в самом ничтожном из червяков. Тигрица, погружающая свои когти в
горячую кровь человека, отдает свою жизнь, защищая тигренка. - Самый
развращенный человек, ставящий ни во что жизнь своих братьев-людей, сделает все,
чтобы спасти свою умирающую с голоду жену или своих маленьких детей. Таким
образом, две эти силы работают рядом во всем творении, и где вы найдете одну из
них, там найдете и другую. Одна - эгоизм, другая - бескорыстие. Одна -
присвоение, другая - отречение. Одна все берет, другая все отдает. Все во
вселенной, от самого низшего до самого высшего, представляет арену для этих
двух сил. Это настолько всем ясно, что не требует доказательств. Какое право
имеет одна часть общества приписывать всю работу эволюции вселенной действию
одной из них, именно - соперничеству и борьбе? Какое она имеет право
приписывать эту работу страстям, ссорам. раздорам и дракам? Мы не спорим, что
все это существует. Но какое она имеет право не признавать действия другой
силы? И можно ли отрицать, что любовь, отречение, выражающееся в словах "Не Я",
- единственная положительная сила вселенной? Другая сила - только ложно
направленное применение той же силы, любви, так как соперничество вызывается
любовью. Истинное происхождение соперничества - в любви. Настоящая причина зла
- бескорыстие. Создатель зла - добро, и цель его тоже добро. Человек, убивающий
на улице другого, может быть, был побужден к этому любовью к своему ребенку.
Его любовь стала узкою, ограничилась одним маленьким ребенком и оторвалась от
миллионов других душ вселенной. Но, ограниченный или безграничный, это все-таки
тот же самый Бог.
Таким образом, движущая сила всей вселенной, как бы она ни проявлялась, не что
иное, как эта удивительная вещь, называемая бескорыстием, отречением. Истинная
любовь - единственная живая сила. Поэтому Ведантист и настаивает на Единстве, а
не на двойственности. Мы также настаиваем на этом объяснении, потому что наука
и знание, которыми мы так гордимся, заставляют нас признать, что, если одна
причина может объяснить всю серию следствий, то такое объяснение должно быть
признано верным, предпочтительно перед всякой теорией, требующей для объяснений
того же числа следствий многих причин. Так, например, если мы признаем, что,
вследствие ограничения того же единства, прекрасная и удивительная любовь может
оказаться злом или подлостью, мы должны всю вселенную объяснить одною силою
любви. Если же не допускаем возможности происхождения зла от любви, то должны
признать две причины вселенной, добрую и злую, две силы - любовь и ненависть.
Что же более логично? - Конечно то, что предполагает только одну причину.
Теперь я перейду к понятиям, которые никоим образом не принадлежат дуалистам. С
|
|