Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Практическая Веданта
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-
 
через которые все мы должны были пройти и которые имели над нами такую власть, 
- от теорий о маленьких отдельных индивидуальных душах? Мы знаем теперь, что мы 
бессмертны в целом, но беда в том, что нам хотелось бы быть бессмертными в 
отдельности. Мы видели, что мы бесконечны и что в именно этом и состоит наша 
индивидуальность. Но мы так сильно желаем сделать индивидуальными наши 
маленькие души. Чем же они становятся, когда ежедневный опыт нам показывает, 
что эти маленькие души индивидуальны, но с оговоркою, что они - 
индивидуальности постоянно растущие. Они те же и не те же. Вчерашний я тот же, 
что и сегодняшний я, и в то же время не тот; в нем что-то изменилось. 
Освобождаясь от дуалистического понятия, что среди всех этих изменений проходит 
нить тождества, и принимая самые новейшие понятия, например, понятия об 
эволюции, мы находим, что наше тождество, - то, что мы считаем неизменным, - 
постоянно изменяется, постоянно увеличивается.
Если верно, что человек представляет собою эволюцию моллюска, то 
индивидуальность моллюска должна быть та же, что и индивидуальность человека, 
только она стала значительно больше. От моллюска до человека было постоянное 
увеличение до состояния бесконечности. Поэтому отдельная душа может быть 
названа индивидуальностью, постоянно развертывающейся в направлении к 
бесконечности. Совершенной индивидуальностью она станет только тогда, когда 
сделается бесконечной; по эту же сторону бесконечности она - индивидуальность 
постоянно изменяющаяся, растущая.
Адваистические системы Веданты имеют особенное стремление согласоваться с 
предыдущими системами. В них проводится та же идея, которую в новейшее время вы 
называете теорией эволюции, т.е., что все мало-помалу растет. При таком взгляде 
не трудно примирить все предыдущие системы, не отвергая ни одной из их идей. 
Ошибка Буддистов заключалась в том, что они не имели понятия об этом постоянно 
увеличивающемся росте, и потому никогда даже не пытались примирить с идеалом 
предшествовавшие шаги. Они просто отбрасывали их, как бесполезные и даже 
вредные. Вы увидите, что такая склонность в деле религии в высшей степени 
опасна. Человек приходит к новой лучшей идее и, оглядываясь на все те, что 
отбросил, сразу решает, что они были не нужны и вредны. Он никогда не подумает, 
что как бы они ни казались теперь, с современной точки зрения, незрелыми и 
грубыми, когда-то они были очень полезны и даже необходимы ему, для достижения 
его настоящего состояния, и что каждый из нас должен расти подобным же образом, 
жить с такими идеями, извлекать из них возможную для себя пользу и с помощью их 
достигать высшего состояния. Поэтому Адвайтист смотрит благосклонно на самые 
старые теории, на дуализм и все ему предшествовавшее. Он относится к ним не в 
покровительственном тоне, но с убеждением, что все они были верны, все 
представляли собой проявления одной и той же истины и все должны придти к тому 
же заключению, к какому пришла и сама Адвайта.
Все эти ступени, по которым прошло человечество, должны сохраняться со словами 
благословения, а не проклятия. Поэтому дуалистические системы сохранены 
нетронутыми в Веданте и никогда ею не отталкиваются и не отбрасываются. Даже 
дуалистическое понятие об индивидуальной душе, которая после смерти человека 
идет в другие миры, находит в Адвайте место. Эти идеи сохранены здесь во всей 
полноте, благодаря чему представляется возможным дать каждой из них надлежащую 
оценку, помня только, что все они выражают собою лишь отдельные частные взгляды 
на данный предмет.
Смотря на вселенную с известной точки зрения, вы можете видеть только одну ее 
часть. Так вселенная и представляется уму. С той точки, на которой стоит 
дуалистический ум, вселенная только и может представиться как создание из 
материи и силы. Она может казаться только игрою какой-то воли, а эта воля, в 
свою очередь, только отдельной от вселенной. В этом положении человек должен 
видеть и в себе двойную природу, тело и душу, при чем эта душа, хотя и 
ограниченная, сама по себе вполне индивидуальна и к ней применяются все идеи о 
бессмертии. Эти фазы развития религиозных идей сохранены также в Веданте, и я 
считаю полезным привести вам из этой дуалистической ее части несколько 
общераспространенных идей. Согласно им, мы имеем тело и за ним - другое, так 
называемое тонкое тело. Последнее состоит также из материи, только очень 
эфирной. Оно - носитель всей нашей кармы, всех наших действий. Впечатления от 
всей нашей прежней деятельности сохраняются в этом тонком теле, готовые 
проявиться опять. Всякая наша мысль, всякий поступок, по прошествии известного 
времени, становятся тонкими, переходят, как говорят, в форму семени и в таком 
виде живут в этом теле, в скрытом состоянии, а спустя некоторое время всплывают 
опять и приносят свои плоды. Это целая история того, чем человек сделал свою 
жизнь. Человек не связан никакими законами, кроме тех, которые он сам для себя 
создал. Наши дела, мысли и поступки - только нити той сети, которую мы 
опутываем себя, из-за добрых или злых побуждений. Если мы приводим в действие 
какую-нибудь силу, то должны нести и все последствия этого. Это - законы кармы. 
Позади тонкого тела находится Джива, или индивидуальная душа человека. Много 
спорили относительно размеров, формы или отсутствия формы этой индивидуальной 
души. По мнению одних, она очень мала, вроде атома; по мнению других - не так 
мала; по мнению третьих - очень велика и т.д. Эта Джива есть часть мировой 
субстанции и живет вечно; как часть целого, она существует, не имея начала, и 
будет существовать без конца, переходя во всевозможные формы, чтобы проявить 
свою истинную природу и чистоту. Всякие действия или мысли Дживы, влекущие ее 
назад к тому состоянию, из которого она вышла, называются дурными поступками; а 
действия и мысли, помогающие ей расширяться, проявить себя дальше - хорошими. 
Одна удивительная теория принята в Индии, как самыми незрелыми дуалистами, так 
и наиболее ушедшими вперед их противниками, - именно, что все способности и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-