|
разное значение. "Моя религия - правоверна, ваша - ересь". То же и с
практичностью. Только то и практично, что я считаю таким. Если я лавочник, для
меня единственное практичное занятие - торговля. Если я вор, я считаю
практичным знанием только умение красть; все остальное непрактично. Все мы
употребляем слово "практичный" в применении к тому, что мы в данном положении и
обстоятельствах можем делать. Поэтому я попрошу вас усвоить, что Веданта, хотя
и чрезвычайно практична, но только в смысле идеала. Проповедываемый ею идеал,
как он ни высок, не недостижим, и все-таки он достаточно высок для идеала.
Результат всего учения Веданты выражается в словах: "Ты - Тот!", т.е., ты -
Бог! Все отдельные ее рассуждения и умозаключения приводят нас к понятию о душе,
чистой и всеведущей; она нам показывает, что такие суеверные представления,
как рождение и смерть, - чистая нелепость, когда мы говорим о душе. Душа
никогда не рождается и никогда не умирает, и такие мысли, как "я должен
умереть", или "я боюсь умереть", - просто предрассудки. Предрассудок также
мысль: "я не могу это сделать или не сделать". Я могу сделать все. Веданта
прежде всего говорит человеку, чтоб он верил в себя. Некоторые религии называют
человека, неверующего в личного Бога, атеистом; Веданта же говорит, что атеист
тот, кто не верует в себя. Атеизмом Веданта называет отсутствие веры в величие
вашей собственной души. Для многих это, без сомнения, ужасная идея, и
большинство из нас думает, что такой идеал никогда не может быть достигнут; но
Веданта утверждает, что он достижим для каждого из нас. Ни различие расы, пола,
или возраста, ни что-либо другое не составляет препятствия к осуществлению
этого идеала, так как эта философия показывает, что он уже осуществлен.
Все силы во вселенной уже принадлежат нам. И мы сами закрываем себе руками
глаза и кричим, что темно. Знайте, что вокруг нас нет тьмы. Уберите руки от
глаз, и вы увидите, что свет всегда окружал вас, а тьма и слабость никогда не
существовали. Мы безумцы, когда кричим, что мы слабы; безумцы, когда кричим,
что мы порочны. Веданта настаивает, что не только этот идеал осуществим, но что
он всегда был таким, и что, представляясь идеалом, он на самом деле -
действительность, наша собственная природа. Все прочее, что вы видите, не
настоящее, фальшивое. Говоря: "я ничтожное смертное существо", вы говорите
неправду, обманываете, гипнотизируете себя, заставляя думать, что вы нечто
гадкое, слабое, жалкое.
Веданта не признает никакого греха, никакого заблуждения и утверждает, что
величайшее заблуждение является только тогда, когда вы говорите, что вы слабы,
что вы грешное, несчастное создание, или что у вас нет силы, и вы не можете
сделать то или это. Всякий раз, когда вы думаете так, вы, так сказать,
приклепываете лишнее звено к цепи, которая удерживает вас внизу, накладываете
на вашу душу новый слой гипноза. Поэтому неправ тот, кто думает, что он слаб
или порочен: он вносит в мир дурную мысль. Мы не должны забывать, что Веданта
вовсе не старается примирить с настоящей жизнью, жизнью гипноза, ложною жизнью,
которую мы считаем идеалом; эта фальшивая жизнь должна исчезнуть, а вместо нее
должна проявиться и засиять реальность, всегда находящаяся позади нее. Ни один
человек не становится чище: он только кажется более или менее чистым, в
зависимости от большего или меньшего проявления его совершенной чистоты. Зло
спадает, и природная чистота души начинает проявляться. У нас уже есть
бесконечная чистота, равно как свобода, любовь и могущество.
Веданта говорит также, что это может быть осуществлено не только в дебрях лесов
или в глубинах пещер. Мы только что видели, что первые, открывшие нам эти
истины, не жили ни в лесах, ни в пещерах и даже не вели обыкновенный образ
жизни. Наоборот, есть полное основание думать, что это были самые занятые люди,
командовавшие армиями, занимавшие троны и заботившиеся о благосостоянии своих
подданных, и это во дни абсолютных монархий, а не теперь, когда короли, в
большинстве случаев, уравнены в своем влиянии на ход событий с теми эффектными,
но лишенными всякого значения фигурами, которые помещались раньше на носовой
части кораблей... И при всем том они находили время обдумывать эти идеи,
осуществлять их и проповедовать человечеству. Насколько же осуществимее они для
нас, чья жизнь, сравнительно с их жизнью, постоянный досуг! Для нас позор, что
мы не можем их осуществить, имея все время сравнительно свободным и очень мало
дела. Мои нужды - ничто, по сравнению с нуждами каждого из тех древних
абсолютных монархов. Можно ли сравнивать требования от меня с тем, что
требовалось от Арджуны на поле сражения при Курукшетре, когда он командовал
огромной армией и все-таки находил время, среди шума битвы, беседовать о самых
высших философских вопросах и проводить их в жизнь. Мы, в нашей, сравнительно
свободной и значительно более легкой и удобной, жизни, не имеем права делать
меньше. Большинство из нас имели бы больше, чем мы думаем, возможности делать
добро, если бы только захотели употребить на это наше время. При желании и том
количестве свободного времени, которым располагаем, мы в течение этой жизни
достигли бы двухсот идеалов. Но мы не должны принижать идеал до
действительности. Это один из самых опасных, незаметно вкрадывающихся,
соблазнов. Он является к нам в образе лиц, оправдывающих нас и подсказывающих
нам специальные извинения для каждого нашего безумного желания, пока мы не
станем думать, что мы сами представляем собою единственный идеал, какой только
может быть у нас. Но это не так. Веданта учит не этому. Действительность,
наоборот, должна приноравливаться к идеалу, настоящая жизнь - к жизни вечной.
Следует всегда помнить, что главная идея Веданты - Единство. Ни в чем нет двух:
нет двух жизней, ни даже двух родов жизни для двух разных миров. В некоторых
Ведах говорится о небесах, но это только в начале; а дальше, когда доходит дело
до самых высших идеалов их философии, все такие вещи отбрасываются. Есть только
Одна Жизнь, Один Мир и Одно Существование. Все представляет собою Единство, и
|
|