Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - БОГ И ЧЕЛОВЕК
<<-[Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
человеком, не может проявиться из ничего. Она существовала где-нибудь и, если 
моллюск или протоплазма последний пункт, до которого вы можете проследить ее, 
то, значит, так или иначе сила эта была скрыта в протоплазме. В настоящее время 
идет великий спор о том, является ли наше тело, это сцепление частиц материи, 
источником силы, которую мы зовем душой, мыслью и т.п., или, наоборот, тело это 
является воплощением, проявлением мысли. Все религии мира утверждают, что тело 
есть проявление, воплощение мысли, а не наоборот, но современная наука говорит, 
что то, что мы называем мыслью, есть лишь результат известного соотношения 
частиц материи. Но, - становясь на эту вторую точку зрения - что же тогда 
делает тело человека таким или другим? Какая сила соединяет все эти частицы 
материи в форму тела? Какая это сила, что выбирает из всего мира материи нужное 
ей количество этой материи и делает одно тело так, другое иначе? Что является 
причиной всех этих бесконечных различий форм? Утверждать, что сила, которую мы 
зовем душой, есть результат известного соединения частиц материи, значит 
ставить телегу впереди лошади. Откуда же взялось это соединение, какая же сила 
сделала его?
Сила, которая берет материю и образует из нее тело, та же, которая проявляется 
через это тело, т.е. мысль, душа, дух. Поэтому утверждение, что силы духа, 
проявляемые телом, есть результат известного соединения материи и сами по себе 
не существуют, не имеет смысла. Эта сила не может развиться из материи - легче 
доказать, что то, что мы зовем материей, не существует совсем, что материя эта 
только известное состояние силы.
Какая же это сила, которая проявляет себя через посредство тела? Сила эта - 
душа, или по-санскритски Атман. Я не буду здесь останавливаться на отдельных 
ступенях в развитии этой мысли, и буду говорить лишь о конечном результате этой 
тысячелетней духовной работы. Атман, как теперь согласились различные школы 
индусской философии, не имеет никакой формы, а то, что лишено формы, должно 
быть вездесущим. Время и пространство существует лишь в разуме человека. Закон 
причинности не может существовать без идеи последовательности во времени. 
Следовательно, пространство, время и закон причинности существуют лишь в уме 
человека, а так как Атман не ум и так как он лишен всякой формы, то он должен 
быть вне времени, вне пространства, вне закона причинности, т.е. он бесконечен. 
Но двух или нескольких бесконечностей быть не может, - следовательно, в мире 
может быть только одна душа. Таким образом, человек действительный есть Единый, 
Бесконечный, Вездесущий Дух, а человек, каким он нам кажется, есть лишь 
ограничение этого действительного Человека. В этом смысле все мифологии, все 
легенды, все предания справедливы: человек, каким он нам кажется, как бы он 
велик ни был, есть только туманное отражение Человека действительного, стоящего 
за ним. Человек действительный, Дух, будучи вне закона причинности, вне 
пространства и времени должен быть совершенно свободен. Человек кажущийся, 
отражение, ограничен временем, пространством, законом причинности и поэтому он 
связан или, как говорят некоторые из наших мыслителей, кажется связанным, а в 
действительности и он не связан. Всякий человек-дух бесконечен, поэтому нельзя 
и говорить о рождении и смерти. Как земля не может никуда упасть, так как ей 
некуда падать, - в бесконечности нет ни верха, ни низа, - так и душа не может 
ни прийти, ни уйти: откуда она придет, куда пойдет? Когда человек перестает 
думать о прошлом, о будущем, о том, что станет с ним потом, когда он отбросит 
всякую мысль о своем теле, - это знак того, что он поднялся на высшую ступень 
сознания. Ни тело, ни ум не составляют человека, они преходящи, но дух, что за 
ними, пребывает вечно. И ум, и тело беспрерывно и постоянно изменяются; это 
реки, каждая капля которых течет, но всю совокупность капель мы признаем все же 
одной рекой; это какой-то вечный вихрь изменений. Но бесконечный дух не 
изменяется, - изменяться может только то, что ограничено. Мое тело может 
двигаться, ваше может двигаться, всякая частица вселенной находится в 
постоянном движении, но вселенная в ее целом не может двигаться. Движение 
относительно; я двигаюсь по отношению к столу, всякий атом движется по 
отношению к другим атомам, но по отношению к чему будет двигаться бесконечная 
вселенная в ее целом? Это бесконечное единство, несомненно, неподвижно, 
абсолютно; это Единое действительное. И наша действительность, действительный 
человек - в бесконечном, а не в ограниченном. Как ни удобно, может быть, 
считать себя маленьким, ограниченным, всегда меняющимся существом, но это лишь 
самообман, старый самообман, - нет, вы действуете через все в мире, вы живете в 
каждом биении каждого сердца! Только тот живет, кто перенес свою жизнь в жизнь 
мира, в других; когда же мы делаем центром жизни наше тело, наши крошечные 
интересы, тогда мы умираем, тогда мы узнаем страх смерти. Страх смерти может 
человек только тогда победить, когда он ясно поймет, что пока есть одна жизнь в 
мире, он будет жить: "Я во всем, во всяком теле, во всякой жизни: я вселенная, 
вся вселенная мое тело - как могу я умереть, пока остается хотя небольшая 
частица ее?" Говорить о бессмертии маленьких, постоянно изменяющихся существ 
смешно. Один древний индусский мыслитель говорит: только дух индивидуален, 
неделим, ибо он бесконечен; бесконечность не может быть делима, разбита на 
части; это всегда одно и то же неделимое Единство и это и есть индивидуальный, 
истинный Человек. Человек кажущийся - это лишь воплощенное усилие выразить, 
явить этого истинного Человека и развитие происходит вне пределов вечного 
единого Духа. Во всех происходящих переменах - злой человек становится добрым, 
животное становится человеком и т.п. - меняется не Дух. Мир развивается. Дух 
проявляется. Предположите, что вот здесь стоят ширмы, скрывающие вас от меня, а 
в ширмах небольшое отверстие, сквозь которое я могу видеть лишь немногих из вас.
 Отверстие это все более и более расширяется, и, по мере того, как оно 
расширяется, я вижу все больше и больше лиц, а когда оно станет такой же 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-