|
погребальные обряды по ушедшему царю!
- Быть тому! - отвечал Бхарата и, послушный воле Васиштхи, тут же созвал со
всех сторон священнослужителей с их помощниками и мудрецов.
За пределами агньягары (сноска 1, 350) священнослужители и их слуги согласно
ритуалу развели огонь для того индры среди людей. Затем слуги, положив тело
царя на носилки, с удрученными лицами, плача, вынесли его; люди, разбрасывая
золото, серебро и одежды всех видов шли перед царем, тогда как другие собирали
сандал, сладкий алоэ и различные ароматные травы, а также груды деревьев шаралы,
ведадару и падмака, чтобы устроить погребальный костер. Приблизившись туда,
где лежал царь, ритвиджи предложили сандал, стебли водяной лилии, сладкие корни
и благовония и, вылив в огонь масло, начали читать молчаливые молитвы; после
этого певцы стали читать Сама-веду, как это указывают писания.
Женщины из дворцовых покоев покинули город в паланкинах и на колесницах
согласно занимаемому положению, сопровождаемые престарелыми стражниками;
священники, окружавшие царский погребальный костер, велели им идти слева от
себя, и женщины, охваченные горем, шли вслед за Каушальей.
Лишь только они сошли со своих колесниц на берега реки Сараю, раздались их
душераздирающие крики.
Совершив водный ритуал (сноска 2, 350), жены монарха, а также советники и
священнослужители вместе с Бхаратой вернулись в город, глаза их тонули в слезах.
В течение десяти последующих дней глубокого траура (сноска 3, 350) они спали
на земле.
Глава 77
Горе Бхараты и Шатругхны
Спустя десять дней царевич, превозмогая горе, приготовился к дальнейшим
церемониям и раздал брахманам золото, драгоценности, лущеный рис, бесчисленные
стада коз, серебро, коров, слуг и служанок, колесницы и просторные дома. На
тринадцатый день на рассвете длиннорукий воин Бхарата, разбитый горем, излил
свою скорбь и, представ на очистительной церемонии у погребального костра,
голосом полным печали, сказал:
- О отец мой, изгнав Раму в лес, которого всегда считал моим спутником, сам ты
покинул меня, оставив без поддержки! Куда ты ушел, о дорогой отец, о мой царь,
покинув Каушалью? Она осталась без защитника, потому что ее опорой был Рама!
Глядя на пламя погребального костра с пеплом побелевших костей, где сгорело
тело его отца, он упал на землю, громко крича и теряя сознание. Видя
несчастного царевича, в рыданиях лежащего на земле, словно великое знамя индры,
которое необходимо поднять (сноска 1, 351), все советники бросились помочь
этому чистосердечному царевичу, как прежде риши помогли Яяти, упавшему с небес,
когда истощился запас его благочестия.
Шатругхна, видя Бхарату во власти горя, взывающего к отцу, тоже без чувств упал
наземь, и словно утратив разум, вне себя, вспоминая все добро, содеянное для
него отцом, погрузился в океан печали, навлеченной Мантхарой, в котором подобно
крокодилу плавала Кайкейи, безвозвратно теряя все дарованные прежде
благословения.
- О дорогой отец, - кричал он, - куда ты ушел, покинув своего нежного и юного
сына, которого ты так любил? Кто теперь позаботится о нашей пище, питье, одежде
и украшениях? О великодушный и добродетельный монарх,почему земля не
раскололась, лишившись знаменитого государя? Отец мой вернулся на небеса, а
Рама ушел в лес, как теперь мне жить? Я брошусь в огонь! Без отца и брата не
могу вернуться в Айодхью, которой правил Икшваку и которую теперь покинул. Я
буду жить в хижине!
Слушая скорбные слова двух братьев и видя их горе, окружавшие их спутники
преисполнились печали. Шатругхна и Бхарата потеряли сознание и упали наземь,
словно два тура, лишившиеся рогов.
Тогда Васиштха, добродетельный и мягкий духовный наставник их отца, помог
Бхарате подняться и сказал (сноска 1, 352):
- О господин, уже тринадцатый день, как почил царь, почему ты медлишь собрать
кости и пепел? Все живое без исключения страдает от трех вещей, человек не
может избежать их (сноска 2, 352).
Сумантра помог Шатругхне и утешая, красноречиво напомнил, что все сущее имеет
начало и конец.
Поднявшись, те вдое тигров среди людей, исполненные великолепия, напоминавшие
два стяга Индры, поникшие от солнца и дожды, вытерли слезы и с красными глазами,
все еще скорбя, понуждаемые советниками, поспешили завершить оставшиеся
погребальные ритуалы.
Глава 78
Шатругхна наказывает Мантхару
Пока Бхарата грустно размышлял о том, как ему вернуть Раму, Шатругхна, его
младший брат сказал:
- Тот, кто хранит все живое от беды и способен постоять за себя, Рама,
исполненный доблести, изгнан в лес женщиной. Почему Лакшмана, сильный и
мужественный, не защитил Раму, даже если бы он нарушил волю отца?
Размышляя о справедливости происшедшего, я считаю, что царя, оказавшегося под
влиянием женщны, нужно было остановить в самого начала!
Пока Шатругхна, младший брат Лакшманы, говорил с Бхаратой, в дверях появилась
горбунья, в дорогих украшениях. Она была умащена сандаловой пастой, одета в
|
|