|
семьями. Поскорее разошлите гонцов с дарами от имени царя!
Сумантра тут же приступил к исполнению приказов Васиштхи, разослав гонцов к
монархам разных земель, и лично пригласил и сопроводил самых значительных из
них. Закончив свою работу, плотники и другие ремесленники сообщили великому
риши Васиштхе, что все готово для жертвоприношения. Исключительно довольный,
лучший среди дваждырожденных ответил:
- Пусть никого не обойдут почтением даже в шутку, ибо тень презрения к кому бы
то ни было разрушительна. Через несколько дней начали прибывать высокие гости,
и Дашаратха всех встречал подарками. Преисполненный радости Васиштха обратился
к нему:
- О царь, на твое приглашение отозвались все цари, и мы оказали им все знаки
гостеприимства. Приготовления к жертвоприношению завершены. Будь же милостив,
взойди на жертвенную арену и осмотри все необходимое для ритуала, собранное по
твоей воле; ты сам должен распорядиться.
По совету Васиштхи и Ришьяшринги царь Дашаратха вступил на жертвенную арену,
когда звезды сулили удачу. В этот момент знаменитый дваждырожденный под
предводительством Васиштхи и в сопровождении Ришьяшринги начал жертвоприношение.
Вослед вошли все остальные согласно традициям и закону, пока почтенный монарх
и его супруги были заняты предварительными приготовлениями.
Глава 14
Описание жертвоприношения Ашвамедха
Через год конь вернулся, царское жертвоприношение на северном берегу реки Сараю
продолжалось. Главные священнослужители, возглавляемые Ришьяшрингой, помогали
царю в проведении обрядов. Великие ученые, сведущие в ведической науке, они
исполняли свои обязанности согласно закону и традиции и в соответствии с
наставлениями Калпа-сутры. Сначала должным образом провели церемонии Праваргья
и Упасада (сноски 1-2, с 34), две части жертвоприношения, которые проводят
прежде, чем начать жать сок сома; потом брахманы с радостью совершили
поклонение Богу и провели первоначальный ритуал с утренним извлечением сока
сома. По традиции приготовленная часть предназначена была для Индры, после чего
получили безупречный (сноска 1 с 35) напиток сома; в полдень снова давили сок
согласно существующему порядку. Когда настало время снова давить сок, это
делали выдающиеся и бдительные брахманы, строго следуя шастрам. После этого
Ришьяшринга и его помощники священными мантрами призвали Шакру и других
полубогов; священнослужители призывали небожителей мелодичным пением и
торжественными мантрами, предлагая каждому подношения согласно его положению.
Не было пропущено ни одного воззвания, молитвы звучали без перерыва и
безошибочно. В те дни никто не испытывал усталости или голода, среди брахманов
не было невежд, каждый имел не менее сотни учеников. Ежедневно
священнослужители и ученики, жившие с ними, наслаждались пиром, так же как и
монахи, аскеты, нищие, старики, немощные, женщины и дети; все ели досыта, во
время раздачи только и слышались возгласы "Давай! Давай еще!" Повсюду видны
были горы риса, сырых фруктов и овощей, каждый подходил и брал, сколько душе
было угодно. Чужеземные гости всех сословий беспрепятственно и с удовольствием
ели и утоляли жажду. Дваждырожденные нахваливали чистые и изысканные блюда:
- Ах! Мы счастливы! Пусть процветание сопутствует царю! Сын Рагху
повсюду слышал подобные одобрительные отзывы. В распоряжении
брахманов были бесчисленные слуги и стражники в пышных одеждах, золотых серьгах
и драгоценных каменьях. В перерывах между церемониями прозорливые и
красноречивые мудрецы вели философские диспуты с аскетами.
День за днем сведущие и святые брахманы-жрецы исполняли жертвенные ритуалы с
пылом и абсолютной точностью. Среди них не было неосведомленных в какой-либо
области знания, лишенных веры в свои обеты и не обладающих широтой познаний. На
жертвоприношении было восемнадцать столбов из деревьев билва, кхадира, парни и
слешматака, а также из деревьев парадис, каждый из которых двадцати одного фута
в высоту усилиями умелых скульпторов имел восьмигранную форму и был изрезан
двадцатью одним символом; каждый столб был увенчан коньком и гладко
отполирован; крепко врытые в землю, столбы были покрыты расшитыми тканями.
Кроме того, их украшали сандал и цветы, столбы эти казались прекрасными, как
семь небесных мудрецов (сноска1 с 36). Жертвенная яма была сооружена руками
умелых каменщиков, а огонь разведен брахманами; яма, в которой горел огонь льва
среди царей, имела форму огромного золотого орла с крыльями из драгоценных
каменьев; рядом были привязаны жертвенные животные.
После богов по традиции призвали великих змеев и птиц; затем главный жрец на
жертвенной арене связал коня и водоплавающих животных, таких как черепаха.
Привязанные к столбам, триста жертв ждали своей участи вместе жертвенным конем
из царской конюшни, который был подобен драгоценному камню. (сноска 2, с. 36).
Царица Каушалья, обойдя коня, разрубила его с великой радостью тремя ударами
кривой сабли. Каушалья, преданная долгу и твердая в своей решимости, провела
ночь, карауля тело коня, а потом жрецы позволили махиши, вавати и париврити
(сноска 3, 36) приблизиться к нему.
Царь, всегда владевший собой, с помощью главных священников снял жир с коня,
приготовил его согласно традиции и закону и в назначенный момент вдохнул аромат,
исходящий от него, избавившись от всех грехов. После чего шестнадцать
просвещенных брахманов по традиции бросили останки коня в огонь. Масло,
оставшееся в ложках от жертвенных обрядов, слили в чаши из дерева плакша
(сноска 4 с36), а кости жертвенного коня положили на подстилку из камыша
малачча.
|
|