|
наступила ночь. Великодушный Сутикшна из почтения к тем львам среди людей сам
подал им молотое зерно, традиционную пищу аскетов.
Глава 7
Рама покидает Сутикшну
Проведя ночь в обители Сутикшны, Рама на рассвете поднялся и вместе с Саумитри
и Ситой омылся в холодных водах, благоухающих ароматом лотосов. В должный час,
совершая поклонение Агни и бога в том лесу, полном отшельников, Рама, Лакшмана
и дочь Видехи, наблюдали восход солнца, а потом вежливо обратились к Сутикшне:
- О господин, ты гостеприимно принял нас и оказал все знаки почтения, и теперь
мы просим у тебя позволения отправиться дальше, поскольку аскеты,
сопровождающие нас, торопят нас. Мы хотим посетить всех отшельников,
совершающих аскезы и молящихся в лесу Дандака. Поэтому мы вместе с теми
мудрецами, верными своим обетам, очистившимися в аскезах и подобными ясному
пламени, просим позволения проститься с тобой. Мы хотели бы отправиться прежде
чем солнце станет нещадно жечь землю, словно бунтарь, незаконно добивающийся
царской власти! С этими словами Рагхава, Саумитри и Сита поклонились в ноги
тому мудрецу. Лучший среди аскетов поднял двух героев и с любовью прижал к
сердцу. - Иди с миром, о Рама, вместе с Саумитри и Ситой, следующей за тобой,
подобно тени. Посети чудесные уединенные места леса Дандака, где обитают
отшельники, святые отрешенные души. Ты увидишь леса, изобилующие фруктами,
кореньями и цветами, великолепными стадами оленей, стаями ручных птиц,
зарослями распускающихся лотосов, спокойными озерами, полными водяных птиц,
прекрасными горными ключами и величественными водопадами, которые бегут с
холмов, украшенных чарующими пещерами, в которых эхом звучат крики павлинов.
Иди, о дитя, и ты, о сын Сумитры! Увидев дивные места, возвращайтесь в эту
обитель! - Да будет так! - отвечали Какутстха и Лакшмана и, обойдя вокруг
мудреца, приготовились в путь. Большеглазая Сита вручила братьям их
превосходные колчаны, луки и сверкающие мечи, и потомки Рагху несравненной
красоты, закрепив за спиной свои колчаны, поправив луки и мечи, вместе с Ситой
простились с великими мудрецами и быстро зашагали вглубь леса.
Глава 9
Сита умоляет Раму не сражаться с великанами
Как только господин Ситы, радость династии Рагху, с позволения Сутикшны
продолжил свой путь, Сита нежно обратилась к нему: - Незаметно даже самый
великий и благородный человек может нарушить религиозный закон, но всегда
возможно избежать зла, порожденного желанием. Есть три слабости, порожденные
желанием, и первая из них - ложь, но две другие еще греховнее, это общение с
чужой женой и беспричинное насилие. О Рагхава, ты никогда не лгал и не сделаешь
этого! О правитель людей, никогда даже в мыслях ты не мечтал о чужой жене. Этот
грех, лишающий добродетели, неведом тебе, о сын царя! Ты думаешь только о своей
супруге! Ты праведен, смиренен и верен воле своего отца. Ты утвердился в
справедливости и честности. Это возможно лишь для того, кто обуздал чувства, о
длиннорукий воин, а ты целиком владеешь собой, о прекрасный царевич! Но сейчас
в тебе проявился третий грех, когда в силу невежества человек без причины
причиняет зло другому! О доблестный царевич, ты, защитник отшельников леса
Дандака, пообещал им нещадно расправиться с демонами, и с этой целью,
вооружившись луком и стрелами вместе со своим братом отправился в тот лес. Видя
это, сердце мое полно дурных предчувствий, и я думаю о том, что принесет тебе
благо как в этом мире, так и в следующем. Твой поход в лес Дандака не нравится
мне, о герой, и я скажу тебе, почему. Оказавшись в том лесу вместе с братом,
вооруженные луками и стрелами ты, возможно, увидел великанов, потеряешь свои
стрелы! Как сухой хворост увеличивает неистовый огонь, так и обладание луком
умножает силу воина! В прежние времена, о длиннорукий царевич, в священном лесу,
любимом ланями и птицами, жил преданный и добродетельный аскет. Желая помешать
его аскезам, Индра, муж Шачи, в облике воина с мечом в руках пришел к его
обители. Он попросил мудреца, занятого благочестивой деятельностью, присмотреть
за его превосходным мечом. Аскет хранил его в своей хижине. Сознавая тяжесть
бремени, возложенного на него, он бродил по лесу, не расставаясь с мечом,
порученным ему. Чтобы сохранить его, аскет не отваживался идти куда-нибудь без
того меча, даже за фруктами или кореньями. Постоянно нося с собой оружие и
забыв о своих аскезах, он постепенно проникся воинственным духом. Глупый
отшельник с мечом в руках стал наслаждаться, творя насилие, и, утратив
трезвость ума, сбился с пути и попал в ад. Вот к чему привело ношение оружия!
Соприкосновение согнем меняет кусок дерева, и оружие меняет умонастроение того,
кто его носит. Из любви и уважения к тебе я хочу обратить на это твое внимание.
Я не смею наставлять тебя. Я прошу тебя, вооруженного луком и стрелами,
отказаться от мысли без нужды убивать великанов в лесу Дандака. О воин! Мир
косо смотрит на того, кто убивает невинных. Воин должен защищать предавшиеся
души, подвергшиеся опасности. Жизнь в лесу и ношение оружия, война и аскетизм
противоречат друг другу, давай поэтому следовать мирной морали. Воинственные
мысли, питаемые стремлением к выгоде, порождены оружием в руках. Вернувшись в
Айодхью, ты снова будешь исполнять обязанности воина. Радость моей матери и
свекра будет полной, если, отрекшись от царства, ты будешь жить как аскет. Это
счастье приходит к тому, кто исполняет свой долг. Он завоевывает мир, потому
что исполнение долга - это суть его бытия. Святые достигают блаженства,
полностью отрекшись от себя. Наслаждение не приносит счастья! О друг мой, с
|
|