|
пылающего огня разлетаются во все стороны искры, так из этого Атмана
разлетаются по своим местам жизненные силы, из жизненных сил боги, из богов —
миры. Это дыхание — познающий Атман — охватывает это тело и поднимает его.
Поэтому следует почитать его как уктху. Это достижение всего в дыхании.
Поистине, дыхание — это познание. Поистине, познание — это дыхание. Вот
доказательство этого, вот распознавание. Когда человек больной, близкий к
смерти, охваченный бессилием впадает в бесчувствие, то о нем говорят, что (его)
покинул рассудок, он не слышит, не видит, не говорит речью, не мыслит. Затем он
и становится единым в этом дыхании. В него входит речь со всеми именами, входит
глаз со всеми образами, входит ухо со всеми звуками, входит разум со всеми
мыслями. И когда он выходит из этого тела, то выходит вместе со всеми этими
(жизненными силами).
4. Речь отдает ему все имена, благодаря речи он получает все имена. Обоняние
отдает ему все запахи, благодаря обонянию он получает все запахи. Глаз отдает
ему все образы, благодаря глазу он получает все образы. Ухо отдает ему все
звуки, благодаря уху он получает все звуки. Разум отдает ему все мысли,
благодаря разуму он получает все мысли. Это — достижение всего в дыхании.
Поистине, дыхание — это познание. Поистине, познание — это дыхание. Ибо оба они
вместе обитают в этом теле и вместе выходят (из него). Теперь мы разъясним, как
все существа становятся одним в этом познании.
5. Речь — одна его извлеченная часть; имя — противопоставленный извне элемент
ее существа.
Обоняние — одна его извлеченная часть; запах — противопоставленный извне
элемент его существа.
Глаз — одна его извлеченная часть; образ — противопоставленный извне элемент
его существа.
Ухо — одна его извлеченная часть; звук — противопоставленный извне элемент его
существа.
Язык — одна его извлеченная часть; вкус пищи — противопоставленный извне
элемент его существа.
Руки — одна его извлеченная часть; действие — противопоставленный извне
элемент их существа.
Тело — одна его извлеченная часть: удовольствие и неудовольствие —
противопоставленный извне элемент его существа.
Детородный член — одна его извлеченная часть; блаженство, любовная страсть,
произведение потомства — противопоставленный извне элемент его существа.
Ноги одна его извлеченная часть, движения — противопоставленный извне элемент
их существа.
Разум — одна его извлеченная часть; мысли, желания противопоставленный извне
элемент его существа.
6. Овладев речью с помощью познания, он достигает речью всех имен. Овладев
обонянием с помощью познания, он достигает обонянием всех запахов. Овладев
глазом с помощью познания, он достигает глазом всех образов. Овладев ухом с
помощью познания, он достигает ухом всех звуков. Овладев языком с помощью
познания, он достигает языком всех вкусов пищи. Овладев руками с помощью
познания, он достигает руками всех действий. Овладев телом с помощью познания,
он достигает телом удовольствия и неудовольствия. Овладев детородным членом с
помощью познания, он достигает детородным членом блаженства, любовной страсти,
произведения потомства. Овладев ногами с помощью познания, он достигает ногами
всех движений. Овладев разумом с помощью познания, он достигает разумом всех
мыслей.
7. Ибо без познания речь не может дать знать ни о каком имени: "Разум мой был
в другом месте, — говорит (человек), — я не познал этого имени". Ибо без
познания обоняние не может дать знать ни о каком запахе. "Разум мой был в
другом месте, — говорит (человек), — я не познал этого запаха". Ибо без
познания глаз не может дать знать ни о каком образе: "Разум мой был в другом
месте, — говорит (человек), — я не познал этого образа". Ибо без познания ухо
не может дать знать ни о каком звуке: "Разум мой был в другом месте, — говорит
(человек), — я не познал этого звука". Ибо без познания язык не может дать
знать ни о каком вкусе пищи: "Разум мой был в другом месте, — говорит (человек),
— я не познал этого вкуса пищи". Ибо без познания руки не могут дать знать ни
о каком действии. "Разум мой был в другом месте, — говорит (человек), — я не
познал этого действия". Ибо без познания тело не может дать знать ни о каком
удовольствии, ни о неудовольствии: "Разум мой был в другом месте, — говорит
(человек), — я не познал ни этого удовольствия, ни неудовольствия". Ибо без
познания детородный член не может дать знать ни о каком блаженстве, ни о
любовной страсти, ни о произведении потомства: "Разум мой был в другом месте, —
говорит (человек), — я не познал ни этого блаженства, ни любовной страсти, ни
произведения потомства". Ибо без познания ноги не могут дать знать ни о каком
движении: "Разум мой был в другом месте, — говорит (человек), — я не познал
этого движения". Ибо без познания никакая мысль не могла бы осуществиться,
познаваемое не могло бы познаваться.
8. Пусть не стремится (человек) распознать речь — пусть узнает говорящего.
Пусть не стремится он распознать запах — пусть узнает обоняющего. Пусть не
стремится он распознать образ — пусть узнает смотрящего. Пусть не стремится он
распознать звук — пусть узнает слышащего. Пусть не стремится он распознать вкус
пищи — пусть узнает распознающего вкус пищи. Пусть не стремится он распознать
действие — пусть узнает действующего. Пусть не стремится он распознать
удовольствие и неудовольствие — пусть узнает распознающего удовольствие и
неудовольствие. Пусть не стремится он распознать блаженство, любовную страсть,
|
|