|
не умирает, не засыхает, не сгорает, не дрожит, не разрушается, не рассекается,
лишен свойств, свидетель (всего), чистый, неделимый по природе, единственный,
тонкий, лишенный частей, незапятнанный, без самомнения, лишенный звука,
прикосновения, вкуса, вида, запаха, лишенный сомнения, лишенный ожидания,
всепроникающий. Он, немыслимый и неописуемый, очищает нечистое и оскверненное,
(он) — бездеятельный, нет (у него) связи с прошлыми существованиями, нет (у
него) связи с прошлыми существованиями. Этот пуруша зовется высшим Атманом".
ДИАЛОГ СУБАЛЫ И БРАХМЫ ("Субала-упанишада")
1. Так сказано. "Что тогда было?" Тому <Субале> тот <Брахма> сказал:
"Не <было тогда> сущего, не <было> не-сущего", не <было> и сущего и несущего
<одновременно>. Из этого явился Мрак, из Мрака — Первоэлемент, из Первоэлемента
— пространство, из пространства — ветер, из ветра — огонь, из огня — вода, из
воды — земля. Затем появилось яйцо. Оно, высиживаясь год, разделилось пополам:
на землю внизу и на пространство вверху. В середине <возник> божественный
Человек: Человек с тысячью голов, с тысячью глаз, с тысячью ног, с тысячью рук.
Первой из <всех> существ он произвел смерть — трехслогового, трехглавого,
трехногого Кхандапарашу. Его имя — Брахман. Он вошел в Брахмана, и тот произвел
из <своего> ума семь сыновей. Те <в свою очередь> из <своего> ума произвели
вираджи, <наделенные> истиной, и они поистине суть Праджапати. Того
<божественного Человека> рот стал брахманом, руки — кшатрием, бедра — вайшьей,
из ног родился шудра. Из <его> ума рождена Луна, из глаза родилось Солнце, Из
уха — ветер и дыхание, из сердца рождается все это.
2. Из <его> нижнего дыхания <возникли> нишады, якши, ракшасы, гандхарвы, из
костей — горы, из волос — травы и деревья, из лба родился рожденный от гнева
Рудра. Дыхание этого великого существа — Ригведа, Яджурведа, Самаведа,
Атхарваведа, фонетика, ритуалистика, грамматика, этимология, просодия,
астрономия, дискурсия, миманса, дхармашастры, истолкования, дополнительные
истолкования и все существа. Золотой блеск, в котором пребывает этот Атман и
все миры, разделился на две половины: женскую и мужскую. Став богом, <он>
создал богов, став мудрецом — мудрецов <и сходным образом создал> также якшей,
ракшасов. гандхарвов, обитателей деревни и леса, также животных. Одно — корова,
другое — бык, одно — жеребец, другое — кобыла, одно — ослица, другое — осел,
одно — "вседержительница" (Земля), другое — "вседержитель" (Вишну). Он,
становясь в конце <времен> Вайшванарой, сжигает все сущее: земля растворяется в
воде, вода — в огне, огонь — в ветре, ветер — в пространстве, пространство — в
чувствах, чувства — в танматрах, танматры — в Первоэлементе, Первоэлемент — в
Великом, Великий — в Непроявленном, Непроявленное — в Непреходящем,
Непреходящее — во Мраке [Смерти], а Мрак сливается с высшим богом, за пределами
которого нет ни сущего, ни не-сущего, ни сущего и несущего <одновременно>. Это
поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
3. Поистине <все> это вначале было не-сущим. Размышляя о том, что
не-рожденное, не-возникшее <из другого>, не-опирающееся <на что-либо иное>,
без-звучное, не-осязаемое. бес-форменное, без-вкусное, не-обоняемое,
не-изменяемое, не-массивное, не-растущее. не-великое, не-возникшее <есть его>
Атман, мудрый не печалится. <Это> без-жизненное, без-устое, без-ухое,
без-звучное, без-умное, бес-славное, без-глазое, без-имянное и без-родное,
без-головое, без-рукое и без-ногое, не-привязанное <к чему-либо, не-красное,
не-измеримое, не-короткое, не-длинное, не-массивное, не-атомарное, не-малое,
не-ограниченное, не-определимое, не-удлиненное, не-осмыслимое,
не-демонстрируемое, не-сокрытое, без-внутреннее, без-внешнее. <Оно> ничего не
поедает и само <никем> не поедается. Его следует достигать правдой, дарами,
аскезой, постом, воздержанием и безразличием <ко всему — этой> шестичленной
<практикой>. Этим трем пусть следует: воздержанию, дарам, милосердию. <Тогда> у
него праны не уйдут и здесь "растворятся". Став Брахманом, в Брахмане же
растворится, кто так знает.
4. В середине сердца — красный мясной шарик, в котором малый белый лотос
расцветает во все стороны, подобно красному лотосу. В сердце десять отверстий,
в коих помещены праны. Когда <йогин> соединяется с праной, тогда видит реки и
города, многие и различные. Когда соединяется с вьяной, тогда видит богов и
риши. Когда соединяется с апаной, тогда видит якшей, ракшасов и гандхарвов.
Когда соединяется с уданой, тогда видит божественные миры, богов, Сканду и
Джаянту. Когда соединяется с саманой, тогда видит божественные миры и богатства
<всех видов>. Когда соединяется с вайрамбхой, тогда видит <все, до того>
виденное, слышанное, вкушенное и невкушенное, сущее и не-сущее — все видит.
Здесь эти десять и десять артерий. В каждой из них по 72 тысячи артерий: <там>,
где этот Атман спит и производит звуки. Когда же спит во втором "слое", тогда
видит и этот мир, и будущий, распознает все звуки. "Спокойное <видение>" — так
говорят <об этом>. Прана защищает тело. <Тогда> артерии наполняются зеленой,
темно-синей, желтой, красной и белой кровью. И здесь малый белый лотос
расцветает во все стороны, подобно красному лотосу. Артерии, именуемые "хита",
подобны волосу, разделенному тысячекратно. В пространстве сердца, <что
расположено в высшем "слое", спит этот божественный Атман. Когда спит, не имеет
никаких желаний, не видит никакого сна, там нет ни богов, ни божественных миров,
ни жертв, ни не-жертв, ни матери, ни отца, ни сородича, ни родственника, ни
вора, ни убийцы брахмана. <Его форма> — из блеска и бессмертия, <Он> состоит из
воды и <погружается> в воду. И таким же путем "владыка" вновь просыпается, —
так тот <Брахма> поведал <мудрецу Субале>.
5. <Высшее начало> распределяет "места" <соответствующим> "занимающим места",
|
|