|
79. Эта [обязанность домохозяина], которая не может быть исполнена
слабовольными, должна быть всегда усердно соблюдаема желающими вечного
[блаженства] на небе и счастья в этом мире.
80. Риши, предки, боги, духи (bhuta), а также гости требуют у них
[поддержки]; поэтому знающим [дхарму] это должно быть исполняемо.
81. Пусть чтит риши изучением Веды, богов - жертвоприношениями на огне
согласно правилам, предков - щраддхой" людей - пищей, духов - жертвой
бали.
82. Угождая предкам, пусть дает поминальное приношение пищей или
водой, или же молоком, кореньями и плодами.
83. Надо накормить хотя бы одного брахмана при жертвоприношении в
честь предков - одном из пяти [упомянутых ранее], но при* этом не
кормить никакого дваждырожденного при обряде вайщвадева *.
84. Пусть брахман * ежедневно приносит согласно прави' лам *
жертвоприношение, [приготовленное] на домашнем огне для всех богов, [а
именно] следующим божествам:
85. сначала Агни *, а [потом] Соме * и [затем] для них обоих вместе,
далее всем богам и Дханвантари *,
86. далее Куху *, Анумати *, Праджапати, Небу и Земле вместе и,
наконец, Свиштакриту *.
87. Таким образом, надлежаще принеся на огне жертвенное масло, надо
предложить бали, [разбросав его] по всем направлениям слева направо, -
Индре *, Антаке *, владыке вод * и Инду * вместе с их спутниками.
88. Полагается бросить [пищи] у двери, сказав: "[Почтение] Марутам *!"
- в воду, сказав: "[Почтение] водам!" - бросить [пищи] на деревянный
пестик и деревянную ступку, сказав: "[Почтение] деревьям!"
89. У изголовья [постели] полагается сделать [приношение] 1Дри *, в
йогах - Бхадракали *, посредине жилища поместить приношение бали для
Брахмы и Вастошпати'* вместе.
90. Следует бросить в воздух бали всем богам, [днем] - духам,
блуждающим днем, [вечером] - блуждающим ночью.
91. На верху дома надо принести бали Сарваннабхута*; надо бросить весь
остаток бали в южном направлении предкам.
92. Полагается осторожно класть на землю [пищу] для собак, изгоев
(patita) *, щвапачей *, пораженных ужасной болезнью *, ворон и
насекомых.
93, Тот брахман, который таким образом всегда чтит все существа, идет,
одаренный сияющим телом, прямым путем к высочайшему обиталищу.
94, Исполнив таким образом это приношение бали, пусть сначала накормит
гостя и согласно правилу подаст милостыню нищему (bhiksu) и ученику.
95. Какой плод благочестивого деяния приобретает [ученик], дав
согласно правилу корову гуру, такой плод приобретает и дваждырожденный
домохозяин, дав милостыню.
96. Надо дать милостыню или сосуд с водой, украсив [его) согласно
правилам, брахману, знающему истинный смысл Вед.
97. Приношения несведущих людей богам и предкам, данные жертвователями
по глупости брахманам, являющимся пеплом '*, погибают.
98. Приношение, сделанное в огонь уст брахманов *, преисполненных
священного знания и аскетических подвигов. спасает от несчастья и
греха,
99. Прибывшему гостю следует дать место для сидения, воду, а также
пищу, сколько только может, сдобрив [ее] должным образом.
100. Брахман, пребывающий [в доме] непочтённым, получает всю духовную
заслугу [хозяина], даже собирающего колосья * и всегда исполняющего
жертвоприношения на пяти огнях.
101. Трава*, место [для отдыха], вода и - четвертое - ласковое слово
никогда не отсутствуют в жилище добродетельных.
|
|