Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: ЗАКОНЫ МАНУ - ПЕРЕВОД С.Д.ЭЛЬМАНОВИЧА
 [Весь Текст]
Страница: из 208
 <<-
 
  ЗАКОНЫ МАНУ
   ПЕРЕВОД С.Д.ЭЛЬМАНОВИЧА
                             


                              ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания
Указатели                             


                             ПРЕДИСЛОВИЕ

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и
в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике,
приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На
самом же деле этот сборник не такой уж древний.

В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные
рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные
рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям
родо-племенные институты, происходили изменения в идеологии и т. д.
Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности
государства. Возникли дхармасутры-основанные на "священном откровении"
(на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм.
Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а
богословскими школами; они были сборниками не действующего
законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных
правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль -
лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали
основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.

Из дхармасутр выросли дхармащастры - правовые трактаты, более
систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего
запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер
утверждал, что основой дхармащастры Ману явилась какая-то недошедшая
до нас дхармасутра i. Его точка зрения встретила серьезные возражения
со стороны П.В.Кане  и К. П. Джаясвалы 2, отстаивающих
самостоятельный характер возникновения "Манавадхармащастры". Спор
будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя
дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармащастра
Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до
н.э.-II в. н. э. *, в науке утвердилась. При этом не весь материал,
содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому
периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII)
главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в
них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. "Законы
Ману" оставляют впечатление большей целостности в композиционном
отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные
повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий,
причем иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за
другим.

"Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и
комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое
придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии
Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи "ХП- XIII вв.), Нараяны (XIV в.),
Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и
Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий.
также, по-видимому, довольно поздний. То обстоятельство, что
комментаторов отделяли от времени составления. "Законов Ману" многие
века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и
 
 [Весь Текст]
Страница: из 208
 <<-