|
Брахма-сутры
( Веданта-сутры )
Глава I : разделы 1 2 3 4
Глава II : разделы 1 2 3 4
Глава III : разделы 1 2 3 4
Глава IV : разделы 1 2 3 4
Глава I
Саманвая-адхьяя
Глава об исследовании Брахмана
Раздел 1
Тема 1: исследование Брахмана и его предпосылки
I.1.1 (1) Итак, теперь исследование Брахмана (Бога-Абсолюта).
Тема 2: определение Брахмана
I.1.2 (2) [Брахман – Тот,] из Которого происхождение и т.д. (т.е. происхождение,
поддержание и растворение) этого [мира осуществляется].
Тема 3: Брахман постижим только через шастры (священные писания)
I.1.3 (3) Священные писания служат источником правильного знания.
Тема 4: Брахман – главный объект всех текстов веданты
I.1.4 (4) Но Тот [Брахман должен быть познаваем только из священных писаний, а
не независимо какими-либо другими доступными средствами], потому что это –
главная цель [всех текстов веданты].
Тема 5: Брахман (разумный принцип) есть Первопричина
I.1.5 (5) На основании видения [т.е. мышления, приписываемого в упанишадах
Первопричине, прадхана (исконная материя, состояние исконного равновесия трёх
гун)] – не [первопричина, отображаемая упанишадами; ибо] она (прадхана) не
основывается на священных писаниях.
I.1.6 (6) Если заявляется, что [слово "лицезрение" или мышление] используется в
переносном или производном смысле, [то мы говорим, что это] не так, ибо слово
Атман используется для [обозначения] причины мира.
I.1.7 (7) [Прадхана не может обозначаться термином "высшая Сущность",] ибо
Спасение [души] соотносится с тем, кто предан Тому, [Которое называется] Сат.
I.1.8 (8) И [прадхана не может обозначаться словом "высшая Сущность"], потому
что в [священных писаниях] не указано, что То [Сат] должно быть отвергнуто.
I.1.9 (9) На основании того, что [индивидуум] растворяется в собственной высшей
Сущности, [высшая Сущность не может быть прадханой].
I.1.10 (10) На основании единообразия суждения [ведантических текстов Брахман
должен восприниматься в качестве этой причины].
I.1.11 (11) И потому что это прямо утверждается в шрути (богооткровенных
священных писаниях), [и поэтому один только всеведущий Брахман – причина и
источник вселенной].
Тема 6: анандамайа – это Парабрахман
I.1.12 (12) Анандамайя означает Парабрахман на основании повторения [слова
"блаженство" (ананда) как обозначающего наивысшую Сущность].
I.1.13 (13) Если [будет высказано возражение, что термин анандамайя, который
подразумевает блаженство, может] не [обозначать наивысшую Сущность] из-за того,
что это слово обозначает модификацию, преобразование или производное, [то мы
говорим, что это возражение] не [обосновано] ввиду неограниченности, [которая
обозначается суффиксом "майя"].
I.1.14 (14) И потому что Он считается причиной этого [т.е. блаженства; поэтому
"майя" обозначает неограниченность или полноту].
I.1.15 (15) Кроме того, Тот самый Брахман, Который многократно упоминается в
разделе мантр, воспевается [т.е. провозглашается в стихах-брахманaх как
анандамайя].
I.1.16 (16) [Брахман, а] не кто-то другой [т.е. подразумеваемая здесь
индивидуальная душа] на основании невозможности [последнего предположения].
I.1.17 (17) И на основании провозглашения различия [между этими двумя, т.е.
Того, Которое упоминается в отрывке "высшая Сущность, состоящая из блаженства"
и т.д., и индивидуальной души, последняя не может быть Тем, Кто упоминается в
этом отрывке].
I.1.18 (18) Из-за выражения желания или волеизъявления в отрывке священных
писаний мы не можем говорить даже в качестве предположения, что "анандамайя"
означает "прадхана".
I.1.19 (19) И, кроме того, оно, т.e. священное писание, учит соединению этого,
т.е. индивидуальной души, с Тем, т.е. состоящим из блаженства (или имеющим
природу блаженства – анандамайя), когда обретается знание.
Тема 7: существо, пребывающее в солнце и в глазу, есть Брахман
I.1.20 (20) Сущность, Которая пребывает внутри [солнца и глаза] – это Брахман,
потому что Его свойства преподаются здесь.
I.1.21 (21) И существует ещё один [т.е. Господь, Который отличается от
индивидуальных душ, оживляющих Солнце и т.д.] на основании утверждения различия.
Тема 8: слово "акаша" следует понимать как Брахман
I.1.22 (22) Слово "акаша" (пространство) здесь – это Брахман, на основании
характерных признаков [Того, т.е. упоминаемого Брахмана].
Тема 9: слово "прана" следует понимать как Брахман
|
|