|
Вишну-Пурана
(пер. с санскрита) кн.1
Изд. С.ПБ.: Издательство ОВК., 1995
Издание осуществлено Обществом Ведической Культуры и Фондом "Челове-
чество Будущего" (Прага) при участи Института Востоковедения Российской
Академии Наук (Санкт-Петербургское отделение) и "Общества Рамакришны".
ВВЕДЕНИЕ
Рецензент: академик Российской Академии Наук Г.Н. Бонград-Левин
Перевод с санскрита, комментарии, введение Посовой Т.К.
Вишну-Пурана считается одним яз самых авторитетных писаний индуизма.
В ней содержится обширный материал по философии, космогонии и тгологии
индуизма. Особая возвышенная мифо-поэтическая форма в ясность изложения
учений о высшем источнике бытия (Брахмане), о всеобщей причинности, о
Единстве всего сущего обусловили широкую популярность этого памятника
как в Индии, так и за ее пределами. На русском языке издается впервые.
Переиздания, воспроизведения, репродукции любыми средствами могут
быть осуществлены только с письменного разрешения издательства ОВК "ВЕ-
ДА". Адрес для информации: Россия, 195426, С.-Петербург 426 а/я 302.
(с) Посова Т.К. перевод, комментарии, 1995 (c) Общество Ведической
Культуры, перевод, оформление, 1995 (c) Фонд "Человечество Будущего",
1995
ВП-выдающееся произведение древнеиндийской литературы. В ней содер-
жится обширный и чрезвычайно важный материал по идеологии, философии и
мифологии индуизма (ранний вишнуизм) периода его становления. Богатство
содержания ВП, ее красочная мифо-поэтическая канва обусловили широкую
популярность этого памятника как в Индии, так и за ее пределами. Трудно
назвать индологическую работу, где бы не упоминалась ВП. В любом сборни-
ке мифов и преданий Древней Индии мы найдем мифы из этой Пураны.
Как одна из наиболее древних и авторитетных Пуран, ВП входит в обшир-
ную группу памятников, относимых к пурани-ческой литературе. В понятие
пураническая литература включается в первую очередь группа из восемнад-
цати основных (великих) Пуран и несколько десятков памятников, близких к
ним по тематике и методу изложения материала,-так называемые упапураны.
В более широком смысле Пураной в индийской традиции может быть названо
любое сочинение на тему традиционной истории, мифологии, религии, а так-
же отдельно взятая легенда или миф.
В основной свод из восемнадцати Пуран, согласно ВП (ВП V.XXI; 15-18)
входят: Брахма-пурана, Падма-пурана, Вишну-пурана, Шива-пурана, Бхагава-
та-пурана, Нарада-пурана, Мар-кандея-пурана, Агни-пурана, Бхавишья-пура-
на, Брахмавай-варта-пурана, Линга-пурана, Вараха-пурана, Сканда-пурана,
Вамана-пурана, Курма-пурана, Матсья-пурана, Гаруда-пура-на, Брахман-
да-пурана. О восемнадцати Пуранах, помимо ВП, упоминается во всех прочих
Пуранах, в эпосе, Харивамше. Однако конкретные названия Пуран и их ре-
альное число могут варьироваться.
Пураны прежде всего представляют собой комплексное изложение мировоз-
зрения индуизма, причем конкретные особенности мировоззрения отдельных
школ, течений отражены в конкретных Пуранах. Доктрина индуизма в том ви-
де, как она сложилась в первые века н. э. и во многом дошла до наших
дней, с ее базовыми константами: учением о высшем первоисточнике бытия
(Атмане), учением о законе всеобщей причинности (карма) и учением об
идеале религиозного Освобождения (мокша), объединяет Пураны в единое це-
лое, несмотря на всю вариативность толкования этих констант в отдельных
пурани-ческих памятниках.
Характерной особенностью Пуран является наличие в каждой из них пяти
обязательных разделов, или тем (пять лакшан): 1) сарга-раздел о первич-
ном творении мира, 2) пратисарга- раздел о продолжающемся творении мира,
3) вамша-генеалогия богов и великих мудрецов-риши, 4) манвантарани-пери-
оды правления великих патриархов-Ману, 5) вамшануграха-традиционная ис-
тория правителей солнечной и лунной династий. Все эти темы излагались в
свете религиозного учения, прокламируемого данной Пураной. Они могли за-
нимать разный объем, так, например, сарга могла занимать и несколько
глав, и несколько стихов (ВП 1.11-IV; ЛП 1:3-5).
Тексты Пуран не были четко фиксированы, "канонизированы", как, напри-
мер, тексты Вед или Бхагавадгиты. Свободная форма повествования в Пура-
нах способствовала достаточно вольному обращению с текстом памятника, а
в ряде случаев вела к проникновению слов комментатора непосредственно в
текст Пураны. Будучи своеобразным компендиумом знания в Древней Индии,
Пураны не только допускали, но и предполагали многочисленные инкорпора-
ции. Помимо пяти обязательных разделов, Пураны вобрали в себя (каждая в
своем роде) популярные сведения из других отраслей древнеиндийского зна-
ния-минералогии, медицины, астрономии и пр.
Традиция приписывает авторство Пуран легендарному мудрецу Вьясе, ко-
торый считается также автором Вед и Мбх.
|
|