Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: Вишну-Пурана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
ВП (доктринальный, традиционно-исторический и пр.) исследователь выделя-
ет как главный и в соответствии с этим говорит об относительной датиров-
ке.
   Традиция, приписывая авторство Пуран легендарному мудрецу Вьясе отно-
сит Пураны, в том числе и ВП, к древнейшим ведийским временам.  Согласно
БхП, Пураны называют пятой Ведой,  которая  появилась  одновременно  изо
всех четырех ртов Брахмы (БхП 1.4:19-22).
   Взглядов, близких к традиционным, или так называемой "мифической" да-
тировки памятников придерживается определенная группа индологов, относя-
щих Пураны к доисторическому периоду, считающими  Пураны  приложением  к
Ведам или специальной пуранаведой.  В  сущности  все  эти  исследователи
преследуют одну цель-как можно ярче подчеркнуть древность индийской тра-
диции.
   Основная же группа индологов основывает датировку  Пуран  на  тексту-
альном изучении памятников, использует научные  методы  исследования,  в
частности такой, как компаративный анализ пуранических текстов или конк-
ретно-исторический, "привязывая" датировку Пуран  к  упоминаниям  в  них
конкретных исторических событий, имен исторических деятелей и пр.
   Наиболее ранняя датировка ВП  предложена  Рамачандром  Дикшитаром.  В
своей статье "Эпоха Вишну-пураны" он высказывает  мнение,  что  ВП  была
создана в 700-500 гг. до н. э., т. е. почти одновременно с  Лтхарваведой
или немногим позднее ее (Дикшитар 1950, с. 49-50). Он же  в  своей  нес-
колько более поздней работе "Указатель к Пуранам"  выдвигает  еще  одну,
несколько менее широкую датировку-700-300 гг. до н. э.  (Дикшитар  1951,
с. 27). С этой точкой зрения смыкаются взгляды историка Древней Индии В.
А. Смита, который в своей книге "Ранняя история Индии" относит ВП к 400-
300 гг. до н. э. (Смит 1924, с. 22-23).
   Сравнительно более поздней и более сжатой является  датировка  Р.  Ч.
Хазры. Ему принадлежат две точки зрения. Одну из них

   Таким образом, как явствует из вышеизложенного, датировка ВП в  науч-
ной литературе колеблется в пределах немногим менее двух тысячелетий- от
VII в. до н. э. до XI в. н. э. (Рочер 1986, с. 249). Однако,  нельзя  не
признать, что с нашей точки зрения следует отдать приоритет  мнению  со-
ветского историка Древней Индии Г. М. Бонгард- Левина.
   ВП переводится на русский язык впервые.  Данная  работа  представляет
собой перевод с санскрита первой книги ВП. Изо всех пяти книг этого  па-
мятника именно в первой книге наиболее полно и последовательно, со всеми
присущими для Пуран особенностями излагаются основы мировоззрения  инду-
изма. Перевод сделан по бомбейскому изданию текста ВП (ВП 1927). При на-
писании комментария широко  привлекается  сопоставительный  материал  из
различных Пуран, Упанишад, эпоса, критически  используется  традиционный
комментарий и комментарий Г. Вильсона (Вильсон  1840).  Наиболее  важные
философские термины, реалии индуистской традиции,  имена  мифологических
персонажей, гидронимы, топонимы и пр. приводятся в кратком словаре.
   он высказывает в статье "Датировка Вишну-пураны", относя ВП к 100-350
гг. н. э. (Хазра 1936, с. 265). Другая его точка зрения, высказанная  им
позднее в работе "Сведения из Пуран об индуистских обрядах  и  обычаях",
сужает датировку ВП до 275- 325 гг. н. э. (Хазра 1940, с.  24).  К  этой
датировке близка датировка П. В. Кане,-в своем обширном  труде  "История
Дхармашастры", в разделе "Краткие заметки об отдельных пуранах и  упапу-
ранах", он пишет, что ВП следует датировать  300-500  гг.  н.  э.  (Кане
1930, с. 909). Сходного, но более конкретного  мнения  придерживается  и
историк древнеиндийской литературы Дж. Н. Фаркухар. В своей книге "Очерк
религиозной литературы Индии" он указывает, что ВП была создана  до  400
г. н. э. (Фаркухар 1920, с. 143). Ф. Е. Пар-гитер в книге "Древнеиндийс-
кая историческая традиция" предполагает, что ВП была окончательно оформ-
лена не ранее 500 г. н. э., исходя из того, что  контекст  ВП  позволяет
говорить о новом возрождении брахманизма, последовавшем после  кульмина-
ционных периодов расцвета джайнизма и буддизма в Индии  (Паргитер  1922,
с. 80). Видный историк древнеиндийской литературы М. Винтернитц считает,
что ВП сложилась не ранее V в. н.э. (Вин-тернитц 1963, с. 478).  А.  Дж.
Гаил в работе "Бхакти в Бхагавата-пуране" относит ВП к 550 г. н. э. (Га-
ил, 1969, с. 16).
   Точка зрения советского ученого  Г.  М.  Бонгард-Левина  в  известном
смысле обобщает многие из приведенных выше мнений. Он считает, что  "ос-
новное ядро памятника оформилось, по-видимому, в 1-II  вв.,  однако  от-
дельные отрывки, связанные с политической историей, содержат  намеки  на
образование державы Гуптов и, значит, должны были  возникнуть  не  ранее
IV-V вв." (Бонгард-Левин 1980, с. 311).
   Ряд ученых предлагает более  позднюю  датировку  ВП.  Индолог  С.  В.
Вайдья в своей работе "История средневековой Индии" относит ВП к 800-900
гг. н. э. (Вайдья 1930, с. 30). Еще более позднюю датировку ВП  дает  С.
Н. Рой в своей статье "О сравнительной хронологии Вишну-пураны и  Бхага-
вата-пураны", считая, что ВП следует датировать позднее 800-900  гг.  н.
э. (Рой 1968, с. 65). Наконец, самая поздняя датировка нашего  памятника
принадлежит перу Г. Вильсона. В предисловии к своему английскому перево-
ду ВП, он относит ВП к 1045 г. н. э., основываясь на упоминании  в  ряде
мест памятника о вторжениях мусульманских  завоевателей  и  о  последних
правителях династии Андхра (Вильсон 1840, СХ1-СХП).
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-