|
В. Свами! Я недостаточно ясно понимаю, что из мебя
представляет предмет в целом. Пожалуйста, объясни мне это
при помощи какой-нибудь простой иллюстрации.
О. Хорошо. Анда-анда -- черная сетчатая оболочка глаза,
пинда-анда -- внутренний круг в ней; Брахма-анда -- свет,
который туда проникает. Источникок света -- Брахма.
Глава III.
ЧЕТЫРЕ АШРАМА.
В. Какой дхарме лучше всего следовать в космосе, который
находится в человеческом теле? Какой ашрам самый подходящий
для этой дхармы? Сколько всего ашрамов?
О. Всего ашрамов четыре. Есьи ты знавешь о них, ты можешь
сам решить, в соответствии со своими достижениями, усехами и
склонностями, какой ашрам ты должен выбрать. Брахмачарья,
грихастха, ванапрастха и саньяса -- вот четыре ашрама.
В. Разные люди по-разному объясняют слово брахмачарья и
ступень, которую оно обозначает. Я хочу, чтобы ты объяснил
мне настоящую прелесть этой ступени.
О. Очень хорошо. Считают, что всех, кто не стал грихастхами,
можно назвать брахмачарьями. Это большая ошибка. Только те,
чей ум не занят мирскими иллюзиями, кто постоянно думает о
Боге, кто не понимает, просто не слушает и не распространяет
сплетни, кто ищет хороший вкус, кто не жаждет ралости или
горя, кто поддерживает разум, интеллект и самосознание в
хорошем состоянии, постоянно созерцая брахмататтва -- только
те достоины имени брахмачарья.
В. А что значит грихастха?
О. Быть женатым и жить с женой и детьми не означает
установления грихастха ашрама, как думают большинство людей.
Не отвергая обязанностей, предписанных ему в соответствии с
его кастой и положением, человек должен относиться ко всем с
одинаковой вежливостью -- и к родственникам, и ко всем
остальным. Он должен знать права старших и обязанности
младших, должен быть полон симпатии и желания помочь; должен
с добротой и любовью заботиться о тех, кто зависит от него;
каждое новое столкновение с миром должно делать его мудрее,
он должен знакомиться с шастрами, быть пунктуальным в
выполнении дхармы и избегать адхармы; лн должен с чувством
ответственности защищать и обеспечивать жену и детей, должен
подавлять восемь видов эгоизма, порождаемые гордостью за
свой род, богатство, характер, красоту, молодость, ученость,
родину и даже привязанностью к аскетизму.
Тот, кто осознает четыре цели, каковыми являются дхарма,
артха, кама и мокша; кто не гордится материальными благами,
хотя может иметь их в достаточном количестве; кто использует
часть дня для служения другим; кто не зависит от чужой
собственности; кто доверяет своей жене и она доверяет ему,
кто понимает другого и полностью верит ему -- тот находится
на пути, называемом гризхастха.
В. А что значит ванапрастха?
О. На этой стадии человек чувствует, что вся двойственность
лишена основания и ложна. Он отказывается от всех желаний,
от следов привязанности к миру; ему не нравится жить в
людных местах; он жаждет достичь победы, воспевая мантру и
таким образом ведет асветическую жизнь, питаясь только сырой
пищей, главным образом фруктами и листьями и очень умеренно;
живет в обществе мудрецов и махариши, слушает их наставления
и решительно становится на путь осознания Бога. Ванапрастха
должен получить согласие своей жены, когда он уходит в
уединение, чтобы посвятить жизнь садхане, а также обязан
должным образом позаботиться о детях. Если жена хочет
сопровождать его, он должен взять ее в духовное путешествие.
Однако впредь они должны жить не как муж и жена,а как брат и
сестра. Чтобы достичь этих новых взаимоотношений, жизнь в
доме можно заменить жизнью ванапрастха. Но с другой стороны,
если прежняя жизнь продолжается, это не соответствует
ванапрастха. Ванапрастха не должен жить там, где живут
|
|