|
О. Они очень помогают атмаджнани и йогинам.
В. Асаны тоже, должно быть, бывают разные, не так ли?
О. Да, их очень много. Но основные -- это Сидхана,
Буддхападмасана, Сарвангасана. Kроме того, существуют асаны
типа Майура и Пашимотасана.
В. Какую пользу приносят асаны?
О. Они дают телу устойчивость и уму способность
концентрироваться надолго.
В. Свами! Теперь расскажи мне о пранаяме. Сколько видов
пранаямы существует?
О. существует много видом пранаямы, однако в настоящее
время большинство из них невозможно практиковать. Следует
выбрать только те, которые помогают усвоить дхьяна. Это
лагхупранаяма или упрощенная система контроля дыхания.
В. Упрощенные системы? Какую они приносят пользу?
О. Как металл очищается огнем в тигле, так и шлак кармы
уничтожается с помощью пранаямы и ум очищается от
загрязнений. И каяшуддхи, и очищение ума достигается при
помощи пранаямы, т.е. и тело, и ум становятся чистыми.
Существуют два типа пранаямы -- с мантрой и без нее.
Пранаяма без мантры лучше всего воздействует на тело, а
пранаяма с мантрой воздействует и на тело, и на ум.
В. Свами! Как нужно практиковать пранаяму?
О. Две секунды длится пуракам (вдох), четыре секунды длится
речхакам (выдох), восемь секунд длится кумбхакам (задержка
дыхания). Так пранайяму нужно тщательным образом
практиковать в течение трех месяцев. Затем длительность
пуракам, речхакам и кумбхакам можно удвоить. После того, как
пройдет шесть месяцев постоянной практики, активность чувств
пойдет на убыль. Если практиковать пранайяму с верой и
искренностью, она успокоит волнение ума; в противном случае
она превратится в простое физическое упражнение, приносящее
только физическое здоровье. Чистая пища, брахмачарья, жизнь
в уединении, колтроль речи -- эти условия также необходимо
строго соблюдать.
В. Свами! Следующим пунктом ты упомянул пратьяхара. Сколько
существует методов пратьяхара?
О. Три: сакара, ниракара и атмабхава, в зависимости от цели,
ради которой чувства берут под контроль и концентрируют ум.
Если это делается для сагуна упасана, то это сакара; если
для ниргуна упасана, то это ниракара, если для осознания
сатьям -- джнянам -- анантхам параматма, то это атмабхава.
В. А дхарана? Свами! Что подразумевается под этим? Сколько
существует видов дхарана?
О. Мой мальчик, дхарана только одна. Мудрец постоянно
находится в сознании, что его Иштха-девата или в сознании
Брахмы, как земля держит гору -- это дхарана.
В. Я помню, что следующая ступень -- дхьяна. Она, должно
быть, бывает многих видов.
О. Нет, нет. Она также одна и только одна. Независимо от
того, имеет ли она форму или нет, если она направлена к
одному объекту и не имеет отклонений, это дает право назвать
ее дхьяной.
В. Последнее -- это самадхи. Что подразумевается под этим.
О. Самадхи означает концентрацию ума, свободного от всех
побуждений и импульсов, на Боге или на истинной сущности
человека. Это состояние, когда в человеке проявляется его
истинная природа. Самадхи -- это когда человек лишен
двойственности. Ум не волнует двойственность переживания; он
светит подобно пламени в комнаате, где нет ветра. Это --
нис-чхала, отсутствие движения, неподвижность.
|
|