|
О. Нага служит причиной отрыжки; курма отвечает за моргание;
гридха есть способность чихать; девадатта порождает зевоту;
дхананджая наполняет тело и побуждает его становиться
толстым. Даже после смерти они воздействуют на тело и служат
причиной изменений в трупе.
В. Что означает маномайя коша?
О. Это сфера пяти джнянендрилс плюс ум, инструментами
которого они стали. Это то, что находится внутри пранамайя
коша.
В. Ты часто говоришь: "ум, ум...~ Пожалуйста, объясни, что
такое ум.
О. То, что заставляет тебя чувствовать, что ты есть это тело
и думать, что все вещи, относщиеся к телу, "мои~. То, что
стремится посредством чувств к предметам ради получания
удовольствий. Таким образом, он представляется очень
непостоянным, всегда стремящимся от одного объекта к
другому.
В. Свами! Как человек должен осознавать, что он отделен,
находится вне и выше анномайя коша?
О. Тело невидимо до рождения и после смерти. Оно видимо
только в промежутке времени, который ледит между рождением и
смертью. Тело имеет начало и конец, оно растет и
разлагается. То, что является "продуктами~, "эффектами" --
обусловлено. Тело также ограничено и обусловлено. Мудрец
говорит себе: "Я существую всегда; я нематериален, у меня
нет причины и следствия, я отличен от этого грубого тела.
Итак, я не могу быть этой аннамайя-коша. Я -- знаток
аннамайя-коша; я -- наблюдатель~. Когда это знание хорошо
укоренится, он знает истину. Он должен осознать, что он
находится вне футляра аннамайи.
В. Человек должен осознавать, что он вне пранамайя-коша?
О. Ночью, когда человек засыпает, праны или витальные
энергии движутся; но человек не должен знать, что происходит
в нем и вокруг него. Он не борется, если враги приходят,
когда он спит. Он безучастен и пассивен, как бревно. Но "Моя
природа -- не эта пассивность. Я есть наблюдатель,
находящийся всегда в сохнании. Я не являюсь этими
оболочками", -- это он должен знать, различать и думать
таким образом.
Глава VIII.
ЙОГА И МОКША.
В. Мы совершили много грехов и делаем много похвальных дел
при помощи этого тела и ума, Свами! Они приносят горе или
радость; однако, это "я~, о котором ты говоришь, -- является
ли оно создателем и потребителем горя и радости?
О. Ни в коем случае. Тот, кто делает -- делающий; действие
-- это изменение. Действие порождает изменение, не так ли?
Таким образом, человеку кажется, что он изменяется. Но "Я~
неизменно. Оно помтоянно, т.к. ничто не влияет на него.
Способность к действию -- качество антах-караны. Так "Я~
принимает вид делающего и пожинателя плодов действия.
В. Если так, то каким образом мы можем узнать о вступлении в
этот мир и переходе из этого мира в другой?
О. При помощи антах-караны, линга-деха, которая переходит из
одного мира в другой, из одной жизни в другую в соответствии
с накопленными заслугами. Именно это ограниченное лингадеха
имеет вступление и переход. Ты подобен небу -- вездесущ и
незаинтересован -- и ты не вступаешь в этот мир и не
переходишь в другой.
Твоя природа иная.
В. Каким образом можно достичь мокши?
О. Посредством виджняны.
|
|